Найти тему

Действительно ли Богоматерь была на Афоне? И почему женщинам воспрещен вход на Святую Гору?

Отлучалась ли Богородица из Иерусалима до Своего Успения? Участвовала ли Пресвятая Богоматерь в жеребьевке среди апостолов, в какую землю отправиться проповедовать? И каким образом Она получила в Свой «земной удел»? В день Успения Пресвятой Богородицы мы решили поделиться отрывками из новой книги митрополита Волоколамского Илариона «Тайна Богоматери: Истоки и история почитания Приснодевы Марии в первом тысячелетии», в которых автор последовательно отвечает на эти вопросы.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска. XIV в. Дечаны, Сербия
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска. XIV в. Дечаны, Сербия

Афон — земной удел Богородицы

На протяжении более тысячи лет Афон считается земным уделом Богородицы. Древнейшие сведения об этом восходят к X веку, когда афонский монах Николай составил «Житие преподобного Петра Афонского», жившего в IX веке. Согласно житию, Петр после пострижения в монашество папой Римским Николаем I (858–867) отправился в многодневное плавание. Однажды, когда корабль пристал к берегу, Петр увидел во сне Богородицу, явившуюся ему в сопровождении святителя Николая. Святитель попросил Пресвятую Деву указать ему «то место, где он проведет остаток своей жизни, творя угодное Богу». В ответ Богородица сказала:

Он обретет покой на горе Афон, которую Я получила по Своей просьбе в удел от Моего Сына и Бога, дабы те, кто удалится от мирских треволнений... беспечально проводили там настоящую жизнь и наследовали будущую через богоугодные дела... Ибо Я точно знаю, что настанет время, когда наполнится она полком монашеским от края до края, и во все веки не отвратится от них милость Сына Моего и Бога, если сами они будут держаться [Его] спасительных заповедей. Я позволю им расселиться по северу и югу названной горы, и будут они владеть ей от моря и до моря.

Вскоре корабль причалил к Афонскому полуострову, на котором преподобный Петр и поселился.

Святая Гора Афон
Святая Гора Афон

Сказание Стефана Святогорца

В более поздних источниках объясняется, каким образом Афон оказался уделом Богородицы. Согласно сказанию, сохранившемуся у Стефана Святогорца (XV век), вскоре после Вознесения Спасителя апостолы бросали жребий, кому в какую землю идти проповедовать. Богородица тоже захотела принять участие в жеребьевке и получила в удел Иверскую землю. Однако ангел Божий воспрепятствовал Ей идти туда. Вскоре Она отправилась на Кипр, но из-за бури корабль причалил к афонскому берегу в так называемой Климентовой пристани. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, Матерь великого Бога Иисуса». Местные жители расспросили Ее о Боге, Которого Она родила, и уверовали. Тогда Богородица возрадовалась духом и сказала: «Вот Мой жребий от Сына и Бога Моего». Потом благословила народ, сказав: «Благодать Божия пребудет на этом месте и на живущих тут с верою и страхом по заповедям Сына Моего».

Это сказание приводит в своей «Истории Афона» выдающийся исследователь XIX века епископ Порфирий (Успенский). Однако появилось оно, по мнению епископа Порфирия, не ранее середины XIV века, когда греческие монахи завладели Иверским монастырем и в оправдание своего деяния придумали эту историю. Спустя сто с лишним лет, уже после падения Константинополя в 1453 году, болгарин Стефан включил историю в сказание, написанное на славянском языке.

«Богоматерь не была на Афоне и быть там не думала», — заключает Преосвященный Порфирий решительно. Свой вывод он основывает на том, что, согласно более древним свидетельствам, после Вознесения Христова Богородица не отлучалась из Иерусалима вплоть до Своего Успения.

Свидетельства из «Жития преподобного Петра Афонского»

Тем не менее «Житие преподобного Петра Афонского» убедительно свидетельствует о том, что уже в Х веке монахи воспринимали Афон как удел Пресвятой Богородицы. Каким образом Она получила Афон в удел, в «Житии» не уточняется, но Ее присутствие на Афоне — один из лейтмотивов памятника.

Преподобный Петр Афонский. Фреска. XIII век. Храм Протата, Афон.
Преподобный Петр Афонский. Фреска. XIII век. Храм Протата, Афон.

В частности, в «Житии» описываются искушения, которым подвергался преподобный Петр. Однажды бес явился ему в образе одного из его прежних домочадцев и просил покинуть Афон. Но подвижник ответил: «В это место не ангел и не человек привел меня, но Сам Бог и Его всечистая Матерь Богородица, и не удалюсь я отсюда, кроме как по Их велению и побуждению. Услышав святое имя Богородицы, бес исчез. В другой раз бес явился Петру, преобразившись в ангела света, и принуждал выйти в мир. Но подвижник, обливаясь слезами, сказал: «Знай, что если не придет содействующая мне во всем Богородица и теплый мой заступник в бедах Николай, не уйду я отсюда». И вновь бес, услышав имя Богородицы, исчез.

Автор «Жития», монах Николай, упоминает о том, как предсказание Богородицы начало сбываться при его жизни и сообщество монахов Афонской Горы уже на его глазах «из легко исчислимой недостаточности и скудности насельников выросло поистине до бескрайнего моря — до ныне зримого распространения и множества».

О запрете на посещение Святой Горы женщинами

С представлением о том, что Афон является уделом Богородицы, связан и запрет на посещение Святой Горы женщинами, существующий, вероятно, с самого начала заселения его монахами. Косвенное подтверждение этого видят в уставе Афанасия Афонского 973–975 годов, написанном для Великой Лавры: здесь подчеркивается, что даже самки животных не должны использоваться для нужд обители.

Тем самым «защищается особая сакральная зона, которая теоретически не может быть осквернена даже намеком на плотскую жизнь. В этом смысле пространство Святой Горы, в котором ничто не рождается в муках, но все готовится к переходу в иной мир, мыслится как очищенное от искушений и мирской суеты, своего рода священная среда между небом и землей».

И в этой священной среде незримо присутствует Богородица.

В дальнейшем Афон будет переживать периоды расцвета и упадка, будет захвачен латинянами, неоднократно подвергнется набегам сарацин и пиратов, переживет длительный период турецкой оккупации. Но почитание Богородицы останется тем духовным стержнем, вокруг которого будет строиться жизнь афонского монашества, и Афон всегда будет восприниматься как особый удел Богородицы, где Она присутствует во всем строе молитвенной и литургической жизни.