Знаменитый автор классических романов про доисторическое человечество определенно достоин вашего внимания и статьи в этом канале. Поговорим о его жизни и весьма революционном для того времени творчестве, где исторический жанр интересно переплёлся с научной фантастикой.
Настоящее имя писателя — Жозеф Генри Оноре Бёкс. Он родился в Бельгии в 1856 году, жил и работал во Франции, однако всю жизнь имел двойное франко-бельгийское гражданство.
Будущий писатель потратил много сил и времени на изучение естественных наук. Он учился в Лондоне и Париже.
Некоторое время он писал прозу в соавторстве со своим младшим братом. В это время они использовали коллективный псевдоним Жозеф-Анри Рони*. Но, как считается, творчество их было неравным. Главным в команде был всё-таки старший брат, которому принадлежат большая часть текстов и почти все идеи. Позже литературный дуэт распался и братья публиковались уже отдельно под псевдонимами Рони-старший и Рони-младший.
*Кстати, Рони – это название деревушки близ Парижа, которая чем-то приглянулась братьям своим названием.
Первый роман литературного дуэта назывался «Нелли Горн из Армии Спасения». Он был написан под влиянием натуралистического стиля Эмиля Золя и рассказывал о жизни лондонской бедноты. Особым литературным событием он не стал.
А вот второй роман этой команды — «Ксипехузы» («Формы», 1887) — уже стал революционным. Это произведение, которое стилистически предвосхитило творчество Герберта Уэллса, рассказывает о том, как первобытные люди, массово принося себя в жертву, отражают вторжение пришельцев.
Причем впервые в истории научной фантастики инопланетяне (или иномиряне — в романе нет указаний на их происхождение) описаны как неантропоморфные существа неорганического (минерально-электрического) происхождения.
От научной фантастики братья позже то отходили, то возвращались к ней вновь. А вот полюбившаяся тема доисторических людей стала для них настоящей золотой жилой, которую они разрабатывали на протяжении почти всей своей литературной карьеры.
В повести «Вамирэх» (1892) молодой охотник и художник в душе из племени (орды) Пзанна удачно убивает пещерного льва. После совместной с соплеменниками охоты на зубра он отправляется на каноэ вниз по реке, чтобы исследовать мир за пределами восточных лесов и это путешествие дарит ему не только опыт и знания, но и союз с другими племенами. Это самый первый в истории литературы исторический роман на доисторическую тематику.
В романе «Нимфея» (1893) Рони-старший описывает необычное племя доисторических людей, которые приспособились к жизни в воде лучше, чем к жизни на суше.
В книге «Другой мир» (1895) описано человечество, которое делит планету со множеством невидимых и неосязаемых существ. Лишь человек-мутант со сверхспособностями способен видетть проявления этой чуждой жизни. Как видим, тут недалеко до темы людей-X и одновременно видна связь с готическими романами про людей-медиумов. Только здесь они видят не призраков, а вполне материальных соседствующих с нами монстров.
Роман «Катаклизм» (1896) повествует о геофизической аномалии на небольшом плато на территории Франции, которая приводит к нарушениям физических законов. Исследователи предполагают, что источник аномалии находится за пределами Земли.
Наконец, главный роман Рони-старшего — это, конечно, «Борьба за огонь» (1909). В нём несколько воинов племени уламров, конкурируя друг с другом и сталкиваясь с представителями других родственных видов (видимо, неандертальцами и гигантопитеками), пытаются вернуть своей группе огонь, который в этой культуре ещё не умеют добывать.
В романе делается попытка реконструировать быт и нравы различных первобытных племён, стоящих на разных стадиях развития. Книга написана очень увлекательно и неплохо соответствует представлениям археологов и антропологов того времени. Хотя, конечно, их сегодня уже можно считать устаревшими. Эту книгу писатель создал самостоятельно, она написана после разрыва творческого союза с братом.
Знаменитый роман дважды экранизировали — в 1914 и в 1981 году (реж. Жан Жак Анно). Последняя экранизация собрала несколько престижных кинопремий (два «Сезара» и «Оскар») за работу режисера и гримеров.
Через некоторое время после своей главной книги Рони-старший написал еще её продолжение — роман «Пещерный лев» (1918). В нём действует сын главного героя «Борьбы за огонь» и его друг. Два юных воина при исследовании пещер и подземной реки после небольшого землетрясения выходят на другую сторону непроходимого горного хребта. Там их ждёт встреча с другими племенами, стычки с животными и дружба с пещерным львом.
Вообще Рони-старшему принадлежит ещё много научно-фантастических книг. Например, «Смерть Земли» (1910), происходит в далеком будущем, когда Земля была почти высохла. В нем последние потомки человечества узнают о появлении нового разумного вида — металлических «ферромагнетиков», которые должны будут заменить нас.
А в книге «Таинственная сила» (1913) вблизи Земли пролетает комета, которая сбрасывает в атмосферу некие «семена». Они попадают в тела людей и связывают их невидимыми, но нерасторжимыми нитями. Из-за этого общество распадается на мелкие группки. Это совпадает по времени с наступлением нового ледникового периода и человечество постепенно скатывается в дикость.
Рони-старшего можно считать одним из авторов-основателей мировой научной фантастики. Его книги-катастрофы опубликованы раньше, чем романы и рассказы Герберта Уэллса. В повести «Навигаторы вселенной» (1925) этот писатель ввел с мировую литературу термин «космонавтика». А рассказ «Молодой вампир» (1913 г.) описывает вампиризм как наследственную генетическую модификацию (вампиризм, подпадающий под научное объяснение) — идея которую позже использует в романе 1954 года американский писатель Ричард Мэтисон («Я — легенда).
Кстати, имя Рони-старшего было присвоено франкоязычной литературной премии в области научной фантастики.
Поставьте лайк и подпишитесь на наш канал, чтобы получать больше материалов на близкие темы в свою Яндекс-ленту.