Часто молодые люди жалуются – их не понимают, их не ценят на новой работе, кто-то всегда мешает их продвижению. Мне приходилось быть и в роли подчиненного, и в роли начальника. Приходилось и менять места работы – непросто бывало и уйти с прежнего места работы, и освоиться на новом месте. И вот решил поделиться некоторыми соображениями и размышлениями на эту тему.
Но для начала – рассказ о двух молодых работниках-приказчиках. Оба работают у успешного купца. Но одного как-то зажимают, а другому – и премии, и продвижения.
Вот обходимый наградами работник и решил пойти к хозяину и пожаловаться: «Почему это меня не ценят? Я ведь работаю не хуже других и все поручения, которые мне дают исполняю безотказно и как положено!»
Хозяин его выслушал и говорит: «Ладно, давай проверим. Вон в порт заходит судно. Что это за судно?»
- Сейчас узнаю – говорит работник. Сбегал, вернулся – Судно называется – «Афина»!
- А откуда оно?
- Сейчас! Сбегал – Судно идет из Пирея!
- А какой у него груз?
- Сейчас! Сбегал – Груз на судне – хлопок!
- Ладно. Молодец. А теперь позови мне твоего товарища!
- Сейчас. Вот – он.
- Ты знаешь, зачем я тебя пригласил? Нет? Вон, видишь, в порт заходит судно. Что это за судно?
Убежал парень, да что-то задерживается. Вот, наконец, возвращается.
- Ну, что?
- Так – судно – «Афина», идет из Пирея, груз – двести тонн египетского хлопка, хлопок продан нашему соседу-купцу на условиях рассрочки платежа, но если заплатить сразу и не векселем, а наличными, то товар будет наш. И в пути судно попало в шторм, хлопок немного подмочен, поэтому реально выбить скидку с цены в 7 процентов. Какие будут указания?
Хозяин поворачивается к первому приказчику: Ну, что? Понял?
Вот, примерно так различают начальники сравнительные качества своих подчиненных.
И вот еще – некоторые нюансы – в отношении к работе и в части общении с людьми, которые тебя пока не знают.
Первое и самое главное – определиться, уяснить точно, для чего ты идешь на этот новое место работы.
Ради денег? Тогда надо сразу разобраться, какие на этом месте перспективы в плане повышения зарплаты. И есть ли они вообще?
Ради карьеры? Тогда надо обратить внимание на своего непосредственного начальника – собирается ли он сам двигаться дальше и нужен ли ему потенциальный заместитель. А если его – все устраивает и он собирается сидеть на своем месте «до упора»?
Ради того, чтобы набраться нового опыта и завести новые полезные знакомства? Это – уже совсем другое и здесь надо обращать внимание на то, как этот новый опыт может помочь найти новую работу.
И так – далее.
Но цель может быть такой, чтобы просто закрепиться на этом комфортном месте и провести всю жизнь на одном стуле – в ожидании пенсии. Работа – не бей лежачего, платят хорошо, коллектив – подходящий. Чего еще надо?
И теперь – по отношению к самой работе. Надо ориентироваться на то, что, в принципе, при наличии нужного образования и некоторого опыта, любую работу можно и нужно освоить «до полного отличия» примерно за два-три месяца. Если нет, похоже, что так не получится, значит – надо думать о выборе другой работы.
Конечно, здесь речь не идет об освоении какой-то особо сложной работы. Но обычно такие вещи обговариваются с работодателем особо и заранее.
И второе, что тоже очень важно: надо видеть все возможные риски работы на новом месте. Зачем? Чтобы быть к ним готовым заранее. Для рисков неприемлемых – надо знать, как их обходить или вообще не допускать. Риски приемлемые – всегда предусматривать в самом их худшем варианте.
В этом – гарантия спокойной и успешной деятельности – где угодно.
Дальше - в отношениях с начальниками.
Первое: никогда нельзя ссылаться на то, что «вот, вы мне так сказали – потому я так и сделал (неправильно)».
Начальник может уже об этом забыть и ему об этом напоминать не следует (начальник – всегда прав!). И если в работе допущена ошибка, то надо просто признать ее.
И НИКОГДА – не выкручиваться (по обычной детской привычке).
В военных училищах весь первый год уходит на то, чтобы приучить курсантов на любое обращение офицера отвечать – «Виноват, господин капитан!»
Второе. Критически важно – отвечать за свои слова. И свои слова ВСЕГДА подтверждать делами. Твое слово на работе – это твое первое, самое заметное дело. Само слово – уже дело!
Третье. Крайне, очень важно НИКОГДА не просить у начальства того, в чем тебе могут отказать. Поступая так – ты создаешь плохую традицию. Прежде, чем что-то просить, надо убедиться, что тебе точно в этом НЕ ОТКАЖУТ.
Четвертое. Тоже – очень важное. Нужно запомнить, прямо – зарубить на носу, что работник, который все время объясняет, почему он не сделал (не смог сделать) то-то и то-то – НИКОМУ НЕ НУЖЕН.
Равно, как никому не нравится сотрудник, который на каждое полученное задание задает сотню «уточняющих» вопросов.
Лучше взять за правило следующее. Получив какое-то относительно простое задание, не следует обращаться к начальнику до тех пор, пока оно не будет сделаю.
Может быть – оно будет сделано не правильно, не полностью, не «в чистом виде», но – чтобы оно, это задание, было в принципе уже выполнено!
И начальнику будет доложен уже только результат исполнения этого задания. Если же будут какие-то замечания (а они будут обязательно, без этого начальник обойтись просто не может!) – то есть уже основа того, что можно переделать.
И если речь идет о записке, об отчете, о докладе – то никогда не надо уничтожать первый вариант. Довольно часто потом приносишь его и он оказывается – самым подходящим.
И вот еще, может быть – самое важное. На своем месте, по своей работе надо быть всегда уверенным в том, что по порученному делу ты все знаешь лучше, больше и глубже начальника (даже – если это не так).
А иначе – ты ему не очень нужен. Раз он это поймет, два, три – и он придет к выводу, что может и вообще обойтись и без тебя. И ты – первый кандидат на увольнение.
И – еще раз - самое главное, что нужно накрепко запомнить: получив поручение, нельзя приходить к начальнику с пустыми руками. Типа – попросить разъяснения, задать дополнительные вопросы, что-то особо уточнить, и т.д.
В этом случае – когда ты ждешь ответов от начальника – ты сам ставишь себя в положение «сверху». Что, конечно, никому не понравится.
Первое – начальник может забыть, о чем он говорил в прошлый раз. Ты хочешь поймать его на этом? «Но ведь вы говорили другое…»
Второе – у него может не быть точного ответа на твои вопросы. Или – он может быть не уверен в своих ответах. И ты хочешь его уличить в этом? «А, вы сами не знаете…»
Третье – он уже передумал и ему это поручение совсем уже не важно. И ты хочешь, чтобы он это признал? «Да, я вот думал так, а все повернулось…»
Поэтому идти к начальнику надо всегда с каким-то результатом: с проектом, с запиской, с предложением, и т.д. В этом случае начальник оказывается в вполне комфортной положении: он может покопаться в документе, что-то в нем поправить (пусть и ненужное), к чему-то придраться (пусть и необоснованно), предложить что-то «углубить», что-то доработать (пусть это и окажется потом совсем лишним).
Главное – что он почувствует себя начальником и в комфортной позиции. За это он будет благодарен и при случае – припомнит. В хорошем смысле слова. Удачи!