Выйдя на пенсию, отец немного времени поработал грузчиком в продовольственном магазине, а затем уехал жить к себе на родину. Здесь он стал присматривать за лесом, сменив старого лесника. Прежде, чем окончательно освободить место, старый лесник рассказывал своему преемнику о характере работы, делился своим богатым опытом, на местности показывал что да как. Выйдя на опушку, старый лесник вдруг остановился, задумчиво посмотрел на подросшие деревья. Много-много лет назад здесь был пожар, горела сосна. Сейчас лес восстановился.
Старый лесник вдруг сказал:
– А ведь я не так запросто лесником стал. Делишку одну провернул, вот и стал лесником. А кабы не провернул, то вряд ли меня лесником поставили.
Преемник поинтересовался:
– А что за делишки были?
Старый лесник заложил за спину руки:
– О-о! Еслив узнали бы про мои делишки, не сдобровать мне. Ох, не сдобровать!
Старый лесник предался раздумьям. Преемник заполнил паузу:
– Видать, что-то серьёзное провернул.
Старый лесник закивал головой:
– Да куда ж там? Серьёзней не бывает. Как вспомню, аж до сих пор мураши по спине бегают.
Старый лесник опустил взор на землю, мгновение подумал и вдруг выдал:
– Это я лес поджёг.
Преемник от удивления рот раскрыл:
– Ты?!! Зачем?!
Старый лесник переспросил:
– Зачем? Из корысти.
И рассказал историю про лесной пожар, случившийся давным-давно.
... Прежним лесником был мужик со сложным характером. У него зимой снега не выпросишь, не то чтобы сухостой и валежник на дрова взять. Ходил по улицам, высматривал по дворам. Увидит у кого свежие дрова, непременно скандал учинит:
– Где взял? Я не давал. Без спросу, значит, наготовил. Я вот сейчас докладную напишу и отвезу куда следует. Упекут тебя, родимый, куда подальше и сгинешь там. Был ты здеся и нет тебя – поминай как звали.
Была у лесника слабость большая – выпить шибко любил. Нальют ему бутыль самогона, он враз менялся:
– Ладно уж. Оставляй себе дрова на зиму, чай печку-то топить надобно. Еслив мало будет – дров-то, мне шумни. Может, хворосту ещё позволю взять на разжижку. А без спросу брать не моги.
Недолюбливали сельчане лесника, а поделать с ним ничего не могли. Терпели. А куда деваться? Другого лесника нет. ПОКА нет!
Стояла жаркая, солнечная погода. Дождей давно не было, трава пожухла. Один смышлёный мужик в селе придумал остроумный план, чтобы сместить лесника и занять его место. И в этом ему помогут солнце и... лесник! В ящике буфета нашёл он увеличительное стекло от раскуроченного бинокля. Из прутьев смастерил подставку закрепил на ней линзу, втихаря поэкспериментировал во дворе. Перед закатом солнца взял острогу и отправился на речку подальше от села. Но прежде чем начать охоту на щуку, мужик втихаря пришёл на опушку леса, осмотрелся. Выбрав удачное место, установил подставку с закреплённым увеличительным стеклом, под линзу положил пучок сухой травы.
Вернулся на речку, начал рыбачить. Загарпунив пару хищниц, мужик с уловом отправился домой.
Наутро сунул мужик в карманы пару бутылок с самогоном, пошёл к леснику просить лошадь с сохой, чтобы у себя на огороде картошку вырыть. Лошадь у лесника была умничка – за поводья водить не нужно, она сама шла по борозде, не сворачивая с неё ни влево ни вправо. Бывало, сунешь леснику самогон и лошадь твоя на весь день.
Взял мужик у лесника лошадь на день до вечера, заплатил булькающим натур.продуктом и к себе на огород картошку выпахивать. Запряг лошадь в соху и работа пошла. Солнце поднимается всё выше и выше, начинает припекать. Мужик работает не покладая рук, урожай собирает. Сам то и дело в сторону леса украдкой поглядывает. Получится или не получится?
В какой-то момент мужик забылся про увеличительное стекло, выпахивает картошку. Вдруг с улицы донеслись крики:
– Лес горит!
Глянул мужик в сторону леса – там, вдали, в небо поднимался густой столб дыма. Мужик в глубине души обрадовался – получилось! В момент распряг лошадь, завёл её в огороженный двор. Картошка подождёт, ничего с ней не случится. Сельчане с лопатами, граблями и вёдрами поспешили на тушение пожара.
По сухой подстилке из хвои огонь быстро распространялся по лесному массиву, оставляя за собой чёрную гарь выжженной территории. Смолянистые стволы сосен горели с ревущим треском, плотные клубы дыма застилали солнце.
Приехали пожарные расчёты и начальство из лесного хозяйства. Хватились, а лесника нет на пожаре. Поехали к нему домой, а он вдрызг пьяный спит. Тормошили-толкали, тот только вяло махал в воздухе руками, что-то бессвязно бормоча себе под нос и дальше спать. Поднять его на ноги не удалось.
К вечеру пожар затушили. То тут то там дымились головёшки, при дуновении ветерка из них вырывались пляшущие язычки пламени. Ведро воды на головёшку и, издавая ворчливое шипение, пламя угасало.
За проявленную халатность лесника уволили с работы. На вакансию свою кандидатуру предложил мужик. Начальство его приметило – он тушил пожар в поле их зрения, особо далеко не удаляясь от них. Был активен, справлялся с работой не хуже пожарных. Начальство кандидатуру одобрило и на долгие годы вперёд смышлёный мужик стал лесником. А когда годы подобрались к преклонному возрасту, лесник передал охрану лесного фонда в окрестностях села моему отцу.