На канале "Лодочник" много статей о правилах. О нормах оснащения маломерных судов. И о том, какие штрафы нам грозят в случае нарушения всех этих правил. В этой статье - не о тех правилах, которые прописаны "чёрным по белому" и утверждены синей печатью. И за которые штрафуют
Сегодня, о тех правилах безопасности, которые я соблюдаю всегда. И не потому что этого требует строгий инспектор. А потому, что считаю их важными. Штраф за их нарушение может оказаться дороже денег...
Как и многие старые водномоторники, я не раз спасал людей из воды. Дважды это было поздней осенью, в ноябре. Когда вода в Оби уже градусов 5 или ниже.
Представьте: Идёте вы на лодке (ни на воде, ни по берегам уже почти никого нет) - одетые, как капуста, в несколько слоёв тёплой одежды. По берегам кое где лежит снежок...
И видишь: посредине Оби, метрах в 500 от берега, барахтается человек. В последние секунды выхватываешь его руку из холодной воды и тащишь через борт. После такого - никогда не забудешь надеть спасжилет...
1. Спасжилет. Снимаю его только во время рыбалки, стоя на якоре. Иногда - для фотографий. Осенью, надеваю жилет поверх тёплой одежды. А не под куртку. И не для того, чтоб потом спасатели могли обнаружить тело - по яркому оранжевому пятну вдалеке.
А чтобы напарник мог помочь забраться в лодку. За плечи спасика удобно тянуть человека в лодку. Надёжнее, чем хватать за выскальзывающую и рвущуюся ткань мокрой одежды. Проверено не раз.
2. Чека прерывателя зажигания всегда пристёгнута к спасжилету. Желтая стрелка - где крепится к жилету. Красная - где чека вставлена в размыкатель. Ну а синяя... так - для красоты :)
3. Если нахожусь в лодке - никогда на ногах не надеты болотники. Максимум, короткие сапоги, свободного размера - которые можно легко скинуть. По молодости - однажды оказался в Оби, на течении, в раскатанных болотниках. Здоровья у меня тогда было много - но выплывать было трудно. И снять их, в воде, почти невозможно.
Сталкивал лодку с меляка - и вдруг, резкий обрыв метров на 5 глубины. И течение - по которому уходит лодка, освобождённая от мели. Пришлось догонять вплавь... Хорошо, что смог.
С тех пор, в лодке, в сапогах не сижу. В крайнем случае - короткие, зимние из ЭВА (поздней осенью).
4. Аптечка укомплектована с учётом личных особенностей. В начале сезона вручаю её жене - на ревизию и комплектацию. На фото - лодка в гараже, аптечку достал для фото.
Специально сфотографировал крем "Спасатель", который много раз выручал. Хорошо заживляет порезы на пальцах, от щучьих зубов.
5. Неприкосновенный запас у каждого свой. Зависит от водоёма, удалённости от людей, времени года и проч. Нередко ухожу вниз по течению Оби, километров за 80-100 от города. Сотовой связи почти нет... редкими местами.
Баз и деревень, у самой воды, тоже нет. Поэтому набор НЗ у меня следующий:
- - еда на 2 дня (тушенка, картошка и проч), второй фонарик и нож;
- - неприкосновенная десятка бензина;
- - свечи зажигания, запасной гр.винт, инструменты;
- - еда завёрнута в старую офицерскую плащ-накидку.
Этого достаточно для того, чтоб так или иначе решить вопрос. И в кармане одежды лежит складной нож. В лодке всегда 1-2 серьёзных универсальных, но хотя бы один (и хотя бы складной) желательно иметь в кармане - мало ли что.
А какой набор НЗ у вас, в лодке? Пишите, обсудим...