Село Дунилово, расположенное на реке Теза в Шуйском районе Ивановской области, известно большинству людей, так или иначе интересующихся пейзажной фотографией. Кадры оттуда неоднократно оказывались в числе финалистов и призёров различных фотоконкурсов.
Недавно я писал о том, что периодически езжу по деревням Владимирской области в поисках живописных мест и тишины. В один из таких свободных дней я вспомнил про Дунилово, куда при желании тоже можно выбраться на сутки. Решил съездить на разведку, так как, к своему стыду, ещё ни разу там не был. Места оказались действительно красивыми, количеству видов и ракурсов позавидуют даже некоторые города.
Когда-то Дунилово было очень богатым селом. Уже в начале XVI века оно превосходило Шую по количеству дворов, а в начале XIX века по количеству жителей не уступало другому окрестному городу — Кинешме. В селе проводились широкие ярмарки, через него проходила Аракчеевская бульварная дорога, ведущая из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород.
Местные купцы на протяжении трёх веков строили на берегу Тезы каменные храмы, которые и привлекают теперь фотографов со всей России.
В 1689 году Пётр I обвенчался со своей первой супругой — Евдокией Фёдоровной Лопухиной, а ставший царским тестем Фёдор Аврамович Лопухин был возведен в сан боярина и получил в дар село Дунилово.
Чем закончился первый брак Петра всем известно: через 9 лет Евдокию насильно постригли в монахини и сослали в Покровский монастырь в Суздале. Опальный же боярин возводил храмы в подаренном селе.
Один из них — храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он ещё издалека привлёк моё внимание своими необычными белыми куполами.
Подъехав поближе я понял, что церковь заброшена. Оказалось, что она стоит не одна, а составляет храмовый комплекс с более поздней "зимней" церковью Всех Святых.
Строительство Покровского храма началось в XVII веке, а завершилось в 1704 году. Получился исключительно нарядный и выразительный по композиции памятник в стиле нарышкинского барокко. Впоследствии он послужил образцом для многих других церквей Ивановской области.
В советские годы храм был закрыт. РПЦ здание передали в 1995 году, однако церковь до сих пор не действует. В 2009 году у неё заменили главки да так и оставили.
Сейчас храм находится в плачевном состоянии. Тем удивительнее, что внутри частично сохранилась роспись!
Местами фрески очень яркие и отчётливые, сложно поверить, что их наносили более ста лет назад.
Рассматривая все эти детали, я всё больше и больше расстраивался. И не столько тому, что храм с богатой историей и потрясающий памятник архитектуры стоит брошенный и никому ненужный, сколько тому, что с ним сделали люди.
Стены церкви оказались исписаны. Даже чудом сохранившиеся фрески не избежали участи быть поруганными.
Сложно заглянуть в голову людей, оставивших здесь эту "наскальную" живопись. Можно было бы сослаться на атеистический период в истории, но и сегодня храм не вызывает у местных жителей чувства почтения.
Судя по запахам, его приспособили под туалет, а на полу лежат пустые бутылки из под пива.
Домой я возвращался с камнем на сердце. Что имеем не храним, потерявши плачем.
________________
Читайте также про церкви, построенные во времена Сталина.
Все фотографии в статье сделаны мной. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.