Мир вам дорогие братья и сестры!
Грех осуждения - самый распространённый из всех грехов. По крайней многие священники об этом свидетельствуют. И если это так, то значит православные христиане этот грех исповедуют чаще всего.
Однако, сам факт исповедания этого греха может не означать, что сам факт греха был. То есть кающийся может понимать ту или иную свою реакцию на происходящее или в отношении кого-то как грех, а на самом деле там до греха как от Москвы до Израиля. Мало ли, что человеку показалось. Один считает, что факт греха осуждения был, другой на его месте и близко не увидит никакого осуждения.
Сразу скажу, что это этот пост не является каким-то обучающим. Напротив, в этот раз попрошу вас, дорогие подписчики, включиться в дискуссию и порассуждать по заданной теме. Но прежде этого расскажу с чего вообще появилась идея написать сию статью.
Не так давно еду на службу в храм. Вижу красный. Торможу. Слева от меня останавливается иномарка. За рулём женщина. Справа от неё, на пассажирском сиденье стоит (!) девочка лет четырёх-пяти и держится ручками за выступ бардачка. Так вот я ехал с товарищем и не смог сдержать своего возмущения. В общем я обозвал эту женщиной неадекватной дурой.
Как это всегда бывает, после этого выплеска эмоций, я попросил у Бога прощения, помолился про себя за эту женщину и дальше поехал на службу, осознавая как бы уже имеющийся в душе грех осуждения. Но вот о чём я подумал. Я-то покаюсь, а девочка-то и дальше будет кататься в смертельно опасном положении. Не нужно быть статистом, чтобы понимать сколько много у нас в России происходит смертельных ДТП даже с пристёгнутыми пассажирами, не говоря уже о малыше, который стоит у лобового стекла.
В общем, переваривая эту ситуацию я таки доехал о храма и рассказал об этой ситуации священнику. Отрадно, что он согласился, что за рулём была действительно дура. Но это очевидный аспект. А что насчёт духовного? В итоге мои мысли пришли к тому, что моё осуждение в виде выкрика как бы самому себе ничем не помогло маленькой девочке. Моё покаяние тоже врачует лишь мою душу, а маленькая девочка в этот момент может где угодно убиться.
Итак я пришёл к двум выводам. Первый - если ситуация меня возмутила, мне нужно было указать той женщине на то, что ребёнок в машине подвергается большой опасности. Послушает меня или нет - вопрос другой. Речь именно о прямой или косвенной пользе для девочки. И второе - если возможности вразумить горе-мать нет, то и осуждать не стоит.
И вообще, сказано в Писании "не судите да не судимы будете". И мне кажется, что эту заповедь следует понимать в буквальном смысле. Впрочем, это и есть наставление от Отцов Церкви.