Как ни странно, Зеленая – это не псевдоним. А Рина - сокращение от Екатерина. На полное имя не хватило места на афише.
На 3-м участке Введенского кладбища, слева от главного входа, стоит белый памятник: несколько соединенных между собой мраморных пластин, на одной из них имя прописью - Рина Зеленая - и цифры 1901 – 1991. Звание «народная артистка России», и в самом деле, добавлять не обязательно: она снялась более чем в 50 фильмах, большинство из которых стали классикой. Рина Зеленая была связана с Лефортовым и при жизни: ее муж – известный архитектор Константин Топуридзе – разрабатывал проекты реконструкции Лефортовского и Госпитального мостов
Ощущала себя красивой блондинкой
- Красивой в расхожем смысле слова Рину Зеленую назвать было нельзя, но она умела подать себя так, что иной раз ее воспринимали как красавицу, - говорит киновед, научный сотрудник Музея кино Алексей Тремасов. – Она принадлежала к достаточно редкой категории актрис – клоунесс.
В своих воспоминаниях Рина Зеленая писала, что выходя на сцену, ощущает себя высокой красивой блондинкой.
- Она не боялась быть смешной, эксцентричной, трогательной. Не боялась экспериментировать.
В том числе - и в личной жизни.
Стихи до обеда
У Рины Зеленой всегда было много поклонников и друзей. Однажды, когда она играла в теннис на динамовских кортах, неподалеку остановится высокий молодой человек, дождался, когда она проиграет, протянул тетрадку со стихами и сказал: «Я хочу, чтобы вы это читали с эстрады». Это был молодой Сергей Михалков. Он начал приходить каждый день, приносил новые стихи, потом они шли обедать, потому что Рина в тот период получала зарплату, а он нет.
Четыре последних буквы
Фамилию Зеленый носили и дед актрисы - Иван Кузьмич Зеленый, гласный в городской Думе, и её отец – Василий Иванович Зеленый, чиновник по интендантскому ведомству.
С именем Рина - еще проще. На афише одесского театра «КРОТ» - Конфрерия (братство) Рыцарей Острого Театра, где играла молодая актриса в 1919 году, на ее полное имя - Екатерина - не хватило места. Находчивый импрессарио отрезал начало слова, оставив четыре последних буквы - так родилось имя, которое она носила всю жизнь.
Из дома отдыха вернулись вместе
Летом 1937 года на веранде дома отдыха «Синоп» в Абхазии общий знакомый представил Рине архитектора Константина Топуридзе. Она вспомнила, что пару лет назад они уже виделись – на приеме в Академии Архитектуры. Прием был официальным, все приехали с женами. Рина была одна - она давно рассталась со своим первым мужем, юристом Владимиром Блюменфельдом.
Теперь был свободен и Константин. С моря они возвращались вместе, а через некоторое время - поженились. С прежней женой у Константина и Рины сохранились хорошие отношения – они ее так и называли: «наша первая жена»
Настоящий энциклопедист
Константин Топуридзе - знаковая фигура в советской архитектуре 30-70-х годов. "Все, что я знаю, я узнавала от него, - рассказывала актриса о муже. - Не было вопроса, на который он не мог бы ответить».
То же самое говорили о нем коллеги – не только рядовые архитекторы, но и академики. На одной из встреч Игорь Эммануилович Грабарь сказал «Я рад, что у меня работает Константин Тихонович. Когда я зову старейших на совещание, я всегда его приглашаю, он настоящий энциклопедист». К.Т.Т. – так называла мужа Рина Зеленая - было тогда едва за тридцать.
Реконструировал Соборную площадь и строил Лужники
- По проектам Топуридзе построено и отреставрировано множество зданий и сооружений, - рассказывает историк архитектуры Елена Благова. - В Москве это Соборная площадь Кремля, Манеж, Институт Склифосовского, музей Льва Толстого на Кропоткинской, ограда и главный вход в Александровский сад, он проектировал Лужники, Дом кино на Васильевской и многое другое.
Выходная не в выходной
В первой половине 50-х по проектам Топуридзе была застроена половина ВДНХ – фонтаны «Дружба народов», «Каменный цветок», «Золотой колос», павильоны «Садоводство» и «Пчеловодство».
- Те самые места, где за 15 лет до этого шли съемки фильма «Подкидыш», сценарий которого Рина Зеленая писала вместе с Агнией Барто, - напоминает Алексей Тремасов. – Кстати, первоначально домработницы Ариши с ее бесконечным "выходная не в выходной, а послевыходного" в фильме не было, она появилась по ходу съемок, чтобы связать эпизоды, которые никак не стыковались. Весь свой текст, как и роль в целом, от платья до трындычания - она придумала сама.
Реконструировал Лефортовский мост, Госпитальный – построил заново
А первым проектом К.Т.Т. в Москве стал Лефортовский мост.
- В конце 30-х годов, переехав в Москву из Ленинграда – это совпало с женитьбой на актрисе - Топуридзе начал работать в "Гормостпроекте", который, в частности, занимался планом реконструкции бассейна Яузы, - продолжает Елена Благова. - Надо было привести в порядок набережные и мосты.
Лефортовский мост, помнивший еще Екатерину, полностью реконструировали за два года до войны, в 1940-м году. Архитектор сконструировал два центральных пролета так, чтобы могли ходить современные речные суда. Накануне войны, в 1941 году, по проекту К.Т.Т. был заново построен Госпитальный мост – на месте старого, тоже арочного.
Профессия: жена архитектора
Рина Зеленая всегда интересовалась работой мужа. Она говорила, что освоила профессию жены архитектора. Нередко они вместе приезжала на объекты, которые он проектировал и строил, осуществляя авторский надзор. Он рассказывал и показывал, она слушала.
Рычала от ярости, но ждала
К.Т.Т. занимал высокие должности, был заместителем директора НИиПИ Генплана, входил в многочисленные комиссии, преподавал в МАРХИ - но при этом оставался не менее эксцентричным, чем его жена.
Актриса называла его ангелом с невыносимым характером. Провожая ее на гастроли, он наказывал: «Пиши мне каждый день, читать я, может, и не стану, но письмо должно быть». При этом сам не писал жене почти никогда.
Задерживаясь вечером с работы – порой это затягивалось до утра - требовал, чтобы она ждала его, никуда не уходила, хотя она отнюдь не была домоседкой. «Я рычала от ярости, но ждала», - вспоминала Рина Васильевна. Сам же КТТ, если его торопили, когда он опаздывал к завтраку, мог выйти из ванной, завернувшись в полотенце, прошлепать к столу мокрыми ногами: «Практически я совершенно готов».
Актриса малых форм - на всю жизнь
Они прожили вместе 40 лет. Почти не разлучались – только когда кто-то ехал в командировку. К.Т.Т. умер в 1977 году. Его похоронили недалеко от его мостов - на Введенском кладбище.
Рина Васильевна пережила мужа на 14 лет. В последние годы ее здоровье пошатнулось, стало ощущаться одиночество. Но чувства юмора она не утратила. Ее последняя роль - миссис Хадсон в нескольких сериях «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» стала настоящим шедевром.
Хотя, как и все предыдущие - осталась эпизодической. В конце жизни Рина Васильевна перестала скрывать, что оставаться всегда и только «актрисой малых форм» - так назвал ее еще в 20-е годы кто-то из критиков - не очень уж весело: «Вот если бы фильм назывался «Шерлок Холмс и миссис Хадсон».
https://uv-kurier.ru/wp-content/uploads/2014/06/YVK_47_2017.pdf