Найти тему

Школа 21 века, которая меня не радует...

Оглавление

Анализируя изменения последних 20 лет в системе обучения.

1 сентября приближается... Многие родители заранее в ужасе, учителя на низком старте перед глобальным напрягом. А почему так? Во времена нашей школы парились из-за грядущего подъема по будильнику и угнетении домашкой только мы, ученики.

Нет, сейчас не будет традиционных завываний о том, как раньше было небо выше, трава зеленее, а обучение системнее ))

Я сейчас работаю со статьями о выдающихся педагогах-новаторах 20 века - Шаталов, Амонашвили, Ильин, Давыдов, Палтышев. Даже не сразу поняла, что меня шокировала практически в их историях - а это одно: учитель хотел научить. Любого, кто перед ними за партой! Тебе дали двоечников, которые тебя нафиг посылают - а ты и в нем видишь человека, который может справиться - просто ему нужно помочь. Учили сложному, учили глобальному - детям было легче! И не обвиняли дураков, которые неправильными на уроки пришли, а искали, как решить проблему. И вот этими достижениями люди гордились, а не те, что удалось отчетность привести в порядок к концу учебного года.

Я помню свою гордость, когда, когда за два года до начала школьной химии мне в руки попал учебник, устарелый, кстати. Как-то я его разбирала на каникулах. что-то даже поняла - потом в класс пришла с ощущением крутости немеряной - мне это еще рано знать, а я знаю! Химию мы учили по другому учебнику. И учителю было плевать, кто чем хочет поделиться - ему надо было до дуболомов-гуманитариев тему донести.

Да - филиппики против ужасных учителей, которые не ценят даттачек с их хорупкими мятущимися душами сейчас тоже не будет. Я прекрасно понимаю учителей - они вообще в тисках бюрократической системы гораздо больше, чем это было в советские времена с недопустимостью отклонения от линии партии. Бумажки заменили подготовку к уроку. Повышение квалификации стало по сути издевательством. Во что прекратилось общение с родителями - я сейчас говорить не буду, ибо не люблю абсценную лексику, а иначе не получится. Поверьте мне, дорогие педагоги- мы все с вами пострадавшие от этой системы. Я понимаю, почему вам некогда "искать индивидуальный подход".

Даже если учитель хочет учить, у него

  • Нет на это времени, он должен документы и элжур заполнять и рассылки по родителям писать
  • Нет возможности, учебный план расписан чуть ли не по фразам, отклонение смерти подобно - сожрут
  • Нет желания усложнять себе жизнь. Учителя тоже люди, ага.

А любое отклонение от предписания Минобра сейчас - очень большое усложнение жизни.

Я помню, как в моей последней школе, которая больше всего сделала для моего образования, учительница истории в нашем 10 классе (мы там все новенькие были) опросив, кто вообще чего знает из истории России, сказала: так, про план забыли, начинаем все с самого начала - вам через два года это на вступительных сдавать, хоть чему-то я вас научу. И вы в самом деле там читали, Карамзина и Ключевского, делились, кто чего нарыл помимо учебника. Помню, разделения на движения 19 века (западники и славянофилы, и на что они потом делились) проходила в форме дебатов - защити свою партию, объясни, почему прав ты, а не они. И мы же готовились! И мы прям горели, страстно доказывая! Я была Павлом Милюковым - горжусь )) Что-то, положенное по плану, мы в самом деле тогда пропустили, но почему именно "Шишков, прости - не знаю, как перевести" - знала даже математическая половина класса. Тогда можно было себе такое позволить - директор не возражал. А сейчас вы можете себе такое представить?

А что в учебнике?

С учебным материалом - засада. Его стараются сделать проще, еще проще, еще проще, чтоб даже каждый дундук мог осилить. В итоге дети вообще не понимают, чего от них хотят. Спрашиваю старшую дочь о Реформации, о чем речь-то, чего реформировалось? Она начинает рассказывать о ссоре римского Папы и какого-то короля (какого? Не знает), но не может произнести главного - католическая церковь! А этого нет в параграфе. Потому что типа и так очевидно же. Исторические зарисовки и сценки - это вообще прекрасно, но когда дети понимают, к чему они, а не считают это темой!

Я объясняла в итоге параграфы сама - теперь убрали книжку, случай, чего было. Она потом пошла учить сама имена и даты, но каждый раз после своего открытия "Ааа, так вот о чем это было!" При этом я не педагог ни разу, а моя дочь - из вымирающей породы очень читающих детей, она с книжкой не расстается. Спрашивается, почему в школе могла не зайти история? А вот.

С кого спрос?

В школе не учат, а требуют. Все со всех. Учителя - с детей и родителей, родители - с учителей и детей, администрация с учителей, с администрации - ее руководство. Эта система давления в итоге убирает из системы образования свою возможность построить обучение с человеческим лицом. Главная цель - получить результат - нужные ответы и оценки за них, - но на дорогу к этой цели остаются только ошметки ресурсов, главное потрачено на требования и противостояние. Учитель смотрит на ученика и думает - вот как я буду отчитываться о такой его работе? И выговаривает родителю - а вы чего не помогли?

Тоже история из моей жизни. Собрание, 8 класс, математический. Дети уже мотивированные, они в этот класс поступали. Учитель в деталях объясняет, как контролировать домашку. Спрашиваю:
- А если ребенок не знает, как решать, и из учебника не понимает?
- А вы ему объясняйте сами, ну в выходные, например.
Ититт твою, я ребенка в школу отправляю, чтобы после работы еще учителем во вторую смену трудиться? Мне платят за другое.

И плата - это тоже вопрос больной. Я понимаю, что учителя никогда супер-богатыми не были а теперь у профессии забирают последние крупицы хотя бы имиджа, придумав эту дебильную фразу про образовательные услуги. Это, блин, репетитор услуги оказывает - в школе по идее должны учить! Это не одно и то же! Ну и кому тут захочется педагогических подвигов? Я понимаю, почему в нашем времени нет героев. А идти против системы - это реально героизм в наши дни.

Я бы, кстати, от безысходности даже рада была бы, если бы школа хотя бы образовательные услуги оказывала. В этом случае ты заказчик, и ты должен получить то, что заказываешь - образование твоего ребенка. его двойка - это не оказанная услуга. Сейчас так? Сейчас не так. Сейчас официально заявлено, что за образование детей несут ответственность родители, а учителя только дают материал. Смог - взял, не смог - живи дураком, раз родился таким. Вот такие услуги...

Единственное, что может вообще хоть как-то работать в рамках системы - это феномен гениального учителя. Который растормошит, расшевелит, донесет, заинтеерсует. Интерес! Ведь только он может направить ребенка к знанию и усвоению материала, насильно умным никого не сделаешь. Но много ли таких?

А дети - они на то и дети, что им далеко от освоения в 7 и даже в 13 лет истины, что не будешь учить английский - будешь хреново зарабатывать, а учитель тебе добра желает, его слушать надо. Это общие пустые слова, ребенок обычный, а не задрессированный паинька вполне имеет право ими не проникаться. И родители в борьбе за права деттачек тоже очень сильно палку перегибают - есть и такое, разумеется...

Вести за собой должен взрослый. Сейчас взрослые только ждут заготовок типового воспринимателя информации. Учить всех и нет ни ресурса, ни желания - см. выше. Отбор в "сильные" классы идет с подготовки к школе. И сильным почему-то считается учитель, кому достался отборный материал, который сам учебники глотает. Разве сильный - не тот. кто может справиться со сложной задачей?

Теперь - нет. А дать шанс каждому может в самом деле только гениальный учитель. А рассчитывать на гения в каждой школе каждого класса - увы, не приходится.

Раньше было лучше? Да нифига не лучше в этой тотальной системе "я начальник, ты дурак", которая во многом держалась на страхе перед учителем. Сейчас страха нет - это правда. Печалька для тех, кто путает страх и уважение.

Что делать? Печалиться, и вам, и нам, и детям нашим, которые растут сейчас, а не когда вдруг система образования все-таки обретет человеческое лицо. Детям. которые уже объявлены виноватыми в том, что в этой системе выросли тем, кем смогли. А не кем хотели их видеть живущие в этой системе взрослые. Большие и мудрые оттопчутся за молодых и глупых за то, что те - не исполины духа. достойный поступок, че...

Вот поэтому я терпеть не могу брюжжания на тупое недоразвитое новое поколение со стороны великомудрых и многоопытных. да вас ваши родители тоже тупыми много за что считали. Чем вы сейчас лучше? тем, что пинаете? Аа. Взрослый поступок)

#школа #система образования #учителя #обучение