Моторное масло собирает грязь в двигателе, защищает его от коррозии и помогает отводить лишнее тепло. В руководстве по эксплуатации автомобиля производитель пишет, какое масло нужно использовать. А еще пишет о максимальном расходе. Для большинства авто это 1 литр на 1500 км при нормальных условиях и 1 литр на 1000 км при тяжелых условиях.
Кстати, какие условия производитель считает тяжелыми?
Это нерегулярное использование автомобиля, редкие короткие поездки, пробки – в общем, любая неравномерная езда. Еще сюда входят плохое качество топлива и частая езда по пыльным, грязным дорогам.
В идеале расход масла должен быть еще меньше, чем эти цифры. Хотя турбодвигатели и правда «едят» больше масла, и 1 литр на 1000-1500 км для них может быть нормой. Но если турбины у вашего мотора нет, то показатель из руководства может говорить о неисправности.
Какие поломки заставляют масло расходоваться быстрее:
- износ или неисправность маслосъемных колец;
- износ стенок блока цилиндров;
- течь из-за износа маслосъемных (маслоотражательных) колпачков;
- течь через прокладку блока цилиндров, сальники, крышку блока цилиндров;
- поломка турбины.
Больше масла могут расходовать также автомобили после капитального ремонта двигателя, а также не новые (от 5 лет).
8 способов снизить расход масла
Определить и ликвидировать утечки
Выявить, какая именно деталь «пропускает» и произвести ее замену. Чаще всего проблема кроется в сальниках, прокладках, масляном фильтре.
Попробовать другое масло
Если вы долго использовали одно и то же масло, попробуйте сменить производителя. Замерьте расход. Если ничего не изменилось, проверяйте систему на поломки.
Использовать масло большей вязкости
У немолодых моторов могут быть изношены цилиндры и поршни. Более вязкое масло лучше справится с их смазкой. Если изначально вы пользовались маслами 0W-20 или 5W-30, попробуйте 5W-40. Однако из-за замены может ухудшиться запуск на морозе (-25-30°С).
Добавить присадки
Присадки содержат загуститель масла, то есть повышают его вязкость. Еще в составе присадок есть вещества, которые повышают эластичность резины. Резиновые элементы (например, маслосъемные колпачки) будут меньше изнашиваться.
Провести раскоксовку
В ходе сгорания масла (особенно некачественного) маслосъемные колпачки могут покрываться нагаром и коксом. То же происходит и со всеми трущимися поверхностями в двигателе. Раскоксовка – это процесс очистки элементов мотора от этих веществ. Средства для раскоксовки можно приобрести в любом автомагазине.
Заменить маслосъемные колпачки
Если маслосъемные колпачки совсем износились, раскоксовка им уже не поможет. Из-за износа они пропускают масло, и следует произвести замену.
Заменить поршневые кольца
Современные поршни изготавливаются из неупругих материалов. При частом перегреве или редкой замене масла поршневые кольца изнашиваются. Это тоже приводит к «масложору». Но есть вероятность, что замена колец поможет только отсрочить капремонт.
Наладить вентиляцию картера
Картер – это нижняя часть блока цилиндров. Он служит для установки коленчатого вала и других деталей двигателя. Картер слит с двигателем. В нижнем отсеке картера расположен поддон. В этом поддоне моторное масло скапливается, когда двигатель не запущен.
Когда мотор запущен, в цилиндрах образуется высокое давление. В результате через камеру сгорания в картер могут попадать несгоревшие частицы и газы. Из-за давления они врываются в картер с огромной силой, и могут выдавливать сальники, прокладки. Также грязь смешивается с масляными парами, и качество масла ухудшается.
Борется с этой проблемой система вентиляции картера. Но если она неисправна, расход масла заметно увеличивается.
Крайняя мера
Если же ни один из способов не помогает, придется сделать капитальный ремонт двигателя. На это намекнет не только большой расход масла, но и поведение авто в целом. Машина начнет ехать хуже, станет сложнее набирать обороты и ускоряться.
Во время капитального ремонта мастера полностью разберут двигатель, обновят нужные детали. Главное, найти мастера, который сможет сделать капремонт качественно.