Найти тему

Противоречивая история. Как Франческо Петрарка сочинял легенды о Древнем Риме

Посетите Мультимедийный музей Новой хронологии, не выходя из дома. Виртуальная 3D экскурсия https://www.yarmnh.ru/3d-tour/

Одна из историй о выдающемся поэте эпохи Возрождения Франческо Петрарке говорит о том, что так называемые древние легенды очень часто рождались на пустом месте. Считается, что Петрарка был одним из первых исследователей Древнего Рима и ярым пропагандистом его величия. Он приходил в священный восторг при виде итальянских развалин. Будучи уже авторитетным и известным поэтом, Петрарка вступил во второй период своей жизни — период странствий. Во Франции, Фландрии, Германии он знакомился с учеными, обследовал монастырские библиотеки, в которых искал забытые рукописи античных авторов.

 Андреа дель Кастаньо. Портрет Франческо Петрарки. Около 1450 года
Андреа дель Кастаньо. Портрет Франческо Петрарки. Около 1450 года

Но наибольший интерес Петрарки вызывали древнеримские памятники, поэтому он отправился в Вечный город, который встретил его массой легенд. Например, здесь говорили, что Аполлон был астрологом, Богом сарацин и вообще дьяволом. Платона считали врачом, а Цицерона – рыцарем и трубадуром. Многие из этих легенд откровенно раздражали Петрарку, потому что совершенно не соответствовали его представлению о якобы древней античности. К тому же весь этот хаос мифов и литературных источников абсолютно противоречил тому, что Петрарка увидел в действительности. Он писал:

«Где термы Диоклетиана и Каракаллы? Где цимбриум Марса Мстителя? Где святыни Юпитера Громовержца на Капитолии и Аполлона на Палатине? В книгах находишь все, а когда ищешь их в Городе, то оказывается, что они исчезли или остался от них только жалкий след».

К сожалению, Петрарка был человеком с обостренным, слегка истерическим восприятием действительности, поэтому постоянно выдавал желаемое за действительное. Ему тяжело было расстаться с тем образом Рима, который он себе когда-то мысленно нарисовал. Дымка мечты настолько заволакивала взор поэта, что, глядя на отчетливую надпись Цестий Эпулон, сделанную на известной римской пирамиде-мавзолее, он настаивал, что это могила Рема!

Джованни Паоло Панини. Руины с пирамидой Гая Цестия. Около 1730 года
Джованни Паоло Панини. Руины с пирамидой Гая Цестия. Около 1730 года

Из массы услышанных и прочитанных историй Петрарка отбирал только те легенды, которые казались ему исторически достоверными, и, таким образом, создавал некую унифицированную легенду. Но кроме нее Петрарка не оставил потомкам никаких доказательств древности Рима, в которой он был так убежден.