Коронавирусный 2020-ый с его вынужденным переходом на дистанционное обучение усилил тенденцию перехода на семейное образование в России.
Оно позволяет детям обучаться, не посещая школу очно. Можно заниматься дома самостоятельно или с родителями, можно прикрепиться к специализированным обучающим интернет-платформам и проходить уроки, просматривая видео-лекции и выполняя контрольные тестирования (где-то – строго под камеру, где-то – вообще без нее). Согласно действующему законодательству, дети даже не обязаны ежегодно проходить итоговые аттестации, хотя по желанию могут это делать. До недавнего времени только аттестации за 9-ый и 11-ый класс являлись обязательными. С нового учебного года к ним добавилась также аттестация по итогам 4-ого класса.
Процесс перехода на семейное обучение набирал обороты медленно, но верно. В 2019 году было официально объявлено, что на семейную форму перешли 10 процентов школьников страны. Это большая цифра, но все же стоит отметить, что первоначально большую часть таких учеников составляли российские дети, проживающие за рубежом (например, те, чьи родители работают за границей), а также школьники из столиц и их окрестностей. Именно в Москве и Питере появились первые школы, которые стали специализироваться на аттестации семейников. Большинство обычных школ до сих пор изо всех сил сопротивляются любым изменениям. Но в столицах нашлись пионеры, которые возглавили этот процесс. В провинции, как обычно, все происходит медленнее и тяжелее, но и там постепенно процесс набирает обороты. В Нижнем Новгороде и Дзержинске тоже есть школы – флагманы семейного обучения, которые вот уже несколько лет спокойно работают с семейниками, не пытаясь навязать им ни ежегодные аттестации, ни убедить вернуться на очное обучение. Их, конечно, немного. Большинство школ упорно делают попытки не мытьем, так катаньем убедить родителей оставить детей учиться очно. Тем не менее, семейников становится все больше. Так в Екатеринбурге и Ярославле официально заявлено, что количество детей, которых родители перевели на семейное обучение в этом году, удвоилось по сравнению с прошлогодними показателями. Нижегородские чиновники от образования не афишируют свои данные, но очевидно, что Нижний Новгород не может находиться вне общего тренда.
Заинтересованность школ в том, чтобы ребенок не ушел на семейное образование – вещь вполне материальная. Потому что на обучение каждого ученика школа получает деньги. Терять учеников экономически невыгодно. Эти деньги при переходе на семейное обучение должны бы получать родители – на организацию учебного процесса в домашних условиях. И уж они нашли бы, куда их потратить – от покупки учебной литературы до оплаты кружков и репетиторов. Но всего пять регионов в стране практикуют такие выплаты, и Нижегородской области нет в их числе. Таким образом, деньги, предусмотренные на образование семейника, у нас не получает ни школа, ни родители.
Впрочем, родители считают, что в деньгах они все равно выгадали. Потому что при семейном обучении отпадает огромное количество трат. Во-первых, не нужна школьная форма – все эти костюмы, рубашки, специальные кофты и платья. Дома дети ходят в обычных джинсах и футболках. Во-вторых, не нужна одежда и обувь для занятий физкультурой в спортзале и на улице. Также не нужны сменка и мешок к ней. В-третьих, гораздо меньше расходы на канцтовары, потому что большая часть заданий делается на компьютере. И, наконец, отпадают такие траты, как сборы на оплату охранника, на ремонт какого-нибудь кабинета, на цветы 1 сентября, на подарки учителям по случаю их дней рождения, и так далее.
Конечно, семейное обучение подходит далеко не всем семьям. Это хорошее решение для детей, которые склонны к самодисциплине, и для родителей, у которых есть время и силы, чтобы держать под контролем ситуацию с обучением, а не пускать все на самотек, спихивая ответственность на ребенка, который может и не справиться. Случаи, когда дети уходят на семейное обучение, а потом возвращаются в школу, тоже бывают. Однако процесс перехода на семейное образование идет по нарастающей. Некоторые эксперты полагают, что момент, когда соотношение очников и семейников в России составит 50х50 – это вопрос всего лишь ближайших пяти-семи лет.
Ольга Моисеева