Найти в Дзене
Никита Иванов

Успение это смерть, но совсем иная

Успение это праздник смерти, как ни странно это звучит. Что мы празднуем? День, когда Пресвятая Богородица покинула наш мир, умерла, как сказали бы сейчас, уснула, как говорили тогда. Но причем тут праздник, что празднуем? Как можно праздновать смерть? А вот и можно. Хочу поделиться своим видением праздника в частности и смерти в целом.

Смерть, впервые это слово перестало означать для меня катастрофу сравнительно недавно, чуть больше десяти лет назад. Умер человек, который не должен был умереть, как мне казалось, и произошло чудо, я увидел смерть совершенно иначе, чем она представлялась мне долгие годы. Со смертью этого замечательного человека мир изменился, точнее говоря, я изменил его внутри себя. Он перестал мне казаться таким основательным, упал, что ли на одну ногу, если так можно выразится. Передо мной лежит тело человека, которое только что оставила душа, а у меня внутри Пасха, такое торжество, что стыдно смотреть в глаза окружающим. Наверное, если бы никого не было рядом, я бы пустился в пляс. Как мне показалось, тогда и я немного умер для мира вместе с тем человеком. Так я впервые познакомился со смертью по-настоящему.

Шло время, и смерть стала предметом моего усиленного внимания. Я рассматривал ее с разных сторон, с разных точек зрения, богословски и поэтически, творчески и медицински, и всякий раз открывал ее новые грани, она «прекрасна», жаль что так нельзя выразится, не принято. Смерть конечно безобразна, если к ней не готов человек, и вдохновенна, если готов, вот только прекрасной ее назвать не получается, скорее она просто хороша, своевременна, необходима. Ну сами посудите, каково жить на земле, когда все твои близкие, то есть самые близкие, ее покинули. Смерть - это наказание человечеству, наказание может быть разумным, необходимым, полезным, спасительным, отрезвляющим, но никак не прекрасным, а жаль. Душа говорит о другом, смерть праведников удивительна и в какой-то мере замечательна. Рассматривая иногда небеса, я жду встречи с некоторыми из них, соскучился. Перечислять имена не хочется, слишком много личного, но они глубоко в сердце, вспомнишь такое имя и светло на душе целый день. Наверное поэтому я люблю кладбища. Там по-особому тихо, сосредоточенно, все ждут единственного дня, которого и следует ждать по-настоящему, Всеобщего воскресения. Когда я был молодым курсантом в военном училище, мне доводилось дежурить ночью по роте. Когда несколько сотен человек спят мертвым сном, а ты это видишь, возникает особое чувство мира внутри тебя. Стоишь и слушаешь как все спят, а до рассвета еще очень далеко. Так и на кладбище, только там сон затянулся, но Рассвет точно будет и от этого душа наполняется тихим торжеством и надеждой.

Да Успение глубокий, очень глубокий и воодушевляющий праздник. А еще мирный и не громкий, ну как сегодня. Ему и надо таким быть, когда все спят, надо вести себя тихо. С праздником!