Натолкнулась в сети на непримиримый спор - нормальна ли в детях жестокость. Стороны поделились на два лагеря - одни вспоминали темные эпизоды из детства, противоположный лагерь рафинированных дам иступлено доказывал, что дети от рождения излучают только добро, какают бабочками и и что деструктивное поведение у них невозможно.
Давайте разберемся в этом непростом вопросе опираясь не на эмоции, а на исследования.
Кто помнит эксперименты с насекомыми, таскание кота за хвост и прочие не самые добрые шалости? А истерики, а кусание до боли мамы, а ...
Конечно, это не означает, что в ребенке сидит агрессивный и жестокий монстр, который так и норовит сделать больно, но факт есть факт - животным ухваткам мы учимся быстрее всего.
Так уж сложилось, что те зоны мозга, которые отвечают за любую реакцию самозащиты, а агрессия входит в этот список, эволюционно начали развиваться намного раньше. И что еще важно - они не требуют научения - попробуйте отнять у годовалого дитяти любимую игрушку - вы получите весь спектр негативных реакций.
Мы все выросли на сказке Маугли и в нашем представлении человек с его умом и сообразительностью, попав в звериную стаю должен превосходить их во всем, в том числе в эмпатии к окружающим. Но, в природе не раз происходили естественные эксперименты, когда дети воспитывались животными. Так вот эти дети ни по интеллекту, ни по прочим показателям не отличались от своих приемных родителей. А это значит что?
Это значит, что все, чем мы так гордимся, что демонстрирует нашу человечность - возможно развить исключительно путем социального научения. Эмпатия и сострадание это не врожденные навыки, а то, что формируется окружением ребенка в течении первых лет жизни.
Да, у нас, как и у всех высших животных есть зеркальные нейроны, отвечающие за умение сопереживать, но их развитие во многом зависит от того, какое направление задаст ему социум вокруг. Но, если ребенка будет воспитывать обезьяна, то и способность к эмпатии у него будет на уровне обезьяны. Интересно, что наоборот это почти не работает.
При этом агрессия и негативное поведение не требует специального социального научения, как мы уже выяснили выше.
Кстати, интересный факт из физиологии - отделы мозга отвечающие за агрессивное поведение и центры удовольствия находятся рядышком. Многие ученые объясняют этим фактом то, что многие люди способны получать удовольствие от страданий.
У человека, развитие эмпатии во многом сопряжено с развитием центра речи и считается, что начинает формироваться примерно к 3 годам. То есть, настоящее обучение сопереживанию начинается вместе с осознанием своих поступков, ответственности, моральных ценностей.
В это же время ребенок начинает социализироваться. И тут уже многое зависит от того, какие отношения были в семье, каким было взаимодействие с матерью, с другими близкими. Параллельно с развитием эмпатии ребенок обучается управлять негативными реакциями, сами понимаете - в группе капризы уже не прокатят.
Еще один любопытный факт на заметку родителям:
Психологи заметили, что если у ребенка в раннем возрасте чрезмерно подавляют негативные реакции, то и эмпатия развивается хуже.
Но, друзья мои, это только начало пути работы с эмоциональной сферой ребенка, поскольку социализация начинает диктовать свои правила - объединение в группу всегда сопряжено с массой внутренних законов стаи и стайных рефлексов: свой-чужой, принято-непринято, законно-незаконно... и начинается новый виток - именно тогда многие дети сталкиваются с буллингом. Но это уже другая история...
Друзья, ваши оценки, мнение и подписка очень важны для меня!