Найти тему
Строительная Орбита

С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ НЕ ДОПУСТИТЬ ПАДЕНИЯ

Александр Орт, Президент группы компаний «ННЭ»
Александр Орт, Президент группы компаний «ННЭ»

На нынешнем этапе развития института негосударственной экспертизы формируются объективные критерии выбора экспертной организации. И в представлении достоверной информации о своей деятельности заинтересованы прежде всего ведущие участники данного рынка. По-настоящему сильный игрок рынка не скрывает своих намерений, действует открыто и не упускает возможности представить на суд профессионального сообщества сведения о себе и своей работе. Так поступаем и мы в Группе компаний, куда входят ООО «ННЭ», Бюро экспертиз, Террикон, Терминатор и Альтиус.

В консервативных профессиональных кругах, в том числе государственной экспертизы, бытует мнение, что эксперт должен быть в первую очередь строг. И чем больше он выдает отрицательных заключений, тем лучше работает. Я с этим в корне не согласен, и не потому, что мы негосударственная экспертиза. Написать отрицательное заключение – дело не хитрое. Гораздо труднее бывает выйти на то положительное заключение, которое удовлетворило бы всех участников реализации строительного проекта, в том числе и инспектирующие инстанции.

Ушедший год был очень непростой. Жизнь не дает расслабиться. Казалось бы, все налажено, выстроено, и дальнейшие действия понятны, но определенные коррективы в работу компаний вносят внешние факторы. С начала пандемии мы, как и многие наши коллеги и партнеры, находимся в тяжелом положении: лишены мер поддержки, которая оказывается государством компаниям пострадавших отраслей, вынуждены выживать в условиях катастрофического падения финансовой и проектной активности.

Конечно, как и в любой кризисной ситуации, неизбежно обострится конкуренция на рынке строительных товаров и услуг. Со стороны это выглядит достаточно просто и понятно: кто дешевле и быстрее – тот и молодец. Однако при детальном рассмотрении вопроса становится ясным, что в экспертизе проектной документации подобный подход не является основополагающим. Зачастую именно организации, в рекламных предложениях которых обозначены кратчайшие сроки и минимальная стоимость, не дают никаких гарантий, не отвечают за дальнейшую жизнь проекта, его безопасность и отсутствие проблем в его реализации.

Таким рекламным демпингом занимаются небольшие организации, имеющие в штате минимально допустимых пять специалистов. Заказчики, конечно, используют механизмы конкуренции и рассылают запросы сразу нескольким компаниям. Свою цену мы всегда подкрепляем надежностью организации, профессионализмом сотрудников, наработанным опытом, широким спектром компетенции и заинтересованностью всех сотрудников в успешной реализации представленного на рассмотрение проекта. Но, к сожалению, последнее время на торгах часто сталкиваемся с тем, что есть организации, которые берут за свои услуги на 30%, а то и на 50% меньше, не задумываясь о последствиях.

Правда, откровенный демпинг настораживает разумного заказчика. Радует, что строительный комплекс, выбирая подрядчиков, уже не так бросается на мизерную цену, как раньше, а обращает внимание на состоятельность компании.

Многие будущие партнеры интересуются не только стоимостью, а обращают больше внимания на портфолио экспертной организации: штатный состав, перечень выполненных проектов, отзывы заказчиков.

Очень надеюсь, что сложная экономическая ситуация не породит кризис доверия на строительном рынке, а станет катализатором конструктивного взаимодействия, расширения партнерства, роста профессионализма.

Конкурентная и профессионально обоснованная цена всегда была и остается гарантией хорошего качества. Экономика всегда зависела от качества проектной документации. Это я вам заявляю как специалист, проработавший в строительстве более 50-ти лет, из них 12 лет возглавлявший Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

Прежде чем говорить о качестве проектирования, надо четко определить критерии его измерения. Например, количество замечаний при экспертизе проекта, степень исполнения задания на проектирование, число возвратов документации из экспертизы на доработку и т.д.

Хороший проект – это залог благополучия строительства в будущем, а проектировщик – в некоторой мере страж закона. Он не должен идти на поводу у заказчика, следуя принципу «кто платит, тот заказывает музыку». В проекте должны четко соблюдаться все требования законодательства, в том числе и градостроительного, поток изменений, которого, кстати, пора бы остановить. А то уже и экспертные организации путаются, какой закон когда применим, что дает повод чиновникам на местах трактовать их, исходя из ситуации в свою пользу.

Сейчас работа идет зачастую по принципу – нарисовать хоть что-нибудь, лишь бы успеть до очередных изменений и «запрыгнуть на подножку уходящего поезда». О каком качестве проектирования, критериях его измерения и утвержденных расценках можно говорить в этом случае?

Поэтому на завершающей стадии, идущая следом за проектировщиком экспертная организация – это сапер, который обезвреживает все те выявленные в проекте несоответствия, которые могут привести к авариям или другим неприятностям в процессе строительства или при эксплуатации.

«Вторая волна пандемии» – уже не угроза, а реальность. Мы в ней живем.

Несколько слов о том, как удается выживать в этой ситуации малому и среднему бизнесу.

Уже очевидно, что при любых нештатных ситуациях в нашей стране спасение утопающих дело рук самих утопающих. Если крупным застройщикам и девелоперам государство оказывает посильную поддержку, то мы остались предоставлены сами себе и доступными способами стараемся сохранить бизнес, не роняя при этом качество оказываемых услуг. Нас отправили на самовыживание. Еще весной мы надеялись, что ситуация может поправиться через год. Но «вторая волна» вносит свои коррективы, и падение объемов, даже при всех оптимистичных прогнозах, затянется, как минимум, на два года.

Внутри Группы компаний «ННЭ» мы максимально сократили расходы, оптимизировали затраты, избавились от излишек арендных площадей, но, к сожалению, не обошлось и без сокращения численности персонала. Меняем технологию работ и вынужденно расширяем перечень оказываемых услуг, подключая непрофильные и несвойственные направления для того, чтобы сбалансировать перекос сегодняшней ситуации. Таким образом, благодаря всем членам группы, мы охватываем весь спектр подготовительных, проектных, строительных, а иногда и эксплуатационных услуг, покрывая потребности заказчиков по всему спектру строительного процесса. Конечно, по сравнению с наиболее уязвимыми туристическим, гостиничным и логистическим бизнесами, сильно связанными с закрытием границ, мы страдаем, казалось бы меньше. Но хочется надеяться, что ежедневная планомерная квалифицированная работа наших экспертных организаций не превратится в борьбу за выживание.

Что могло бы помочь в данной ситуации? Конечно, хотелось бы видеть больше внимания со стороны руководителей города, профильного министерства, и страны. Но сейчас мы рассчитываем только на свои силы и давние дружеские отношения, которые связывают нас с коллегами и партнерами. И, конечно же, большой поддержкой экспертному сообществу было бы создание СРО, о котором речь идет уже в течение трех лет. Полтора года назад прошло первое чтение в Госдуме РФ, а воз и ныне там.

Не могу также не затронуть Градкодекс, который, являясь по сути конституцией градостроительства, призван всецело упорядочивать и регулировать соответствующие отношения, ставить четкие цели перед правоприменителями, быть удобным, простым и универсальным инструментом для архитектора, строителя и чиновника.

Однако, как горько шутят некоторые представители отрасли, – главным административным барьером является сам Градостроительный кодекс в редакции с 2004 года с тысячами дополнений, исключений и т.д.

В нынешней редакции он представляет собой монстра, собранного из разных частей, с запредельными формулировками и смысловыми конструкциями. Как неоднократно отмечали мэтры профессии градостроительства – пока дочитаешь до конца статьи, с учетом не одного десятка изменений и дополнений, внесенных за 17 лет, забываешь, с чего она началась. Поэтому они уже не намекают, а вопят о том, что пора навести порядок, свести все к ясной и стройной системе. И начать, наверное, надо с «обнуления» Градкодекса, исключив все ссылки и изменения за прошедший период и выпустить его в редакции по состоянию на 01.01.2023 года без ссылок, а с четкой формулировкой каждой статьи. Это будет важный подарок всему градостроительному сообществу.

После длительной изоляции все очень изменили отношение к своей работе: стали ценить не только как источник дохода и благополучия, но и как возможность общения и встреч с коллегами, друзьями, партнерами. Многим понравилась удаленная работа. Но у себя мы оставим привычный, традиционный режим с живым общением. В целом, пандемия всех заставила оценить ту свободу, которую мы не замечали ранее, когда в любое время можно было взять билет и отправиться в любую точку мира – на отдых, к друзьям, в путешествие.

Сейчас ситуация несколько напоминает положение птицы в клетке. Однако мы надеемся на скорейшее благополучное завершение борьбы с невидимым врагом. Ведь по окончании неблагополучного, с эпидемиологической точки зрения периода, наши партнеры должны иметь пул новых проектов, чтобы полноценно осуществлять строительную деятельность, запускать новые объекты.

Жизнь города не должна останавливаться, город должен расти и развиваться. Мы делаем все для этого возможное.

Александр Иванович Орт, Президент группы компаний «ННЭ», Вице-президент НОЭКС, Заслуженный строитель России