Найти тему
Берег Солнечный

Поругали, но не научили общаться правильно

Вы тоже считаете, что нужно закрываться в броню, чтобы ненароком не раниться? Ведь броня цинизма хорошо защищает от чувств, что заставляют порой плакать от разочарования даже закалённых бойцов. Броня хама – от встречной наглости. Броня бабника защищает от собственных комплексов.

Маленький мальчик Коля очень любит животных. Он никогда их не обижает, жалеет. В пылу игры, забывшись, не дёргает кошку за хвост. Не злится на собаку, разговаривает с попугаем, чтобы ему не было скучно.

Дети редко бывают такими тактичными и заботливыми. Чаще всего, они не думают, что домашнему питомцу, лягушке или мышке, встреченным во дворе может быть больно, если их ударить, наступить на них. Что они нечаянно могут стать виновником гибели животного. Или другая крайность прослеживается: ребенок просто боится любых животных, вплоть до мух и муравьев, не говоря уже о более крупных, как собаки, лошади и т.д.

Но Коля настоящий защитник любого живого существа. Вот и сегодня он спас маленькую жабу от смерти. В садике, а Коля ходит в старшую группу, ему недавно шесть лет исполнилось, мальчики нашли в траве во время прогулки по детской площадке сада несчастную лягушку. И решили над ней провести опыты.

Коля успел в последний момент, когда ребята уже основательно помяли бедное холоднокровное и собирались на нем попрыгать, чтобы посмотреть, как жаба взорвётся. Он оттолкнул одного и уронил на землю второго мальчика из чужой группы. Отобрал у него жабу, угрожая палкой, отнес к забору отчаянно притворявшегося неживым прыгуна с бородавками на спине.

Коля подождал, пока лягушка допрыгает до кустов, которые росли у тротуара со стороны проезжей части дороги в качестве естественного ограждения, вытер руки о зелёную шелковистую травку и вернулся к ребятам из своей группы. Тут один из мучителей как раз заканчивал ябедничать воспитательнице на Колю. Типа Николай его пинал ногами, а потом попрыгал на нём напоследок. Вот, у него даже синяк есть, правда на мизинце, но зато правой руки. И ему очень больно было. А ещё Николай угрожал ему дубиной.

Воспитательнице было не очень интересно, зачем ребята подрались. Она поругала Колю, рассказала ему, чем заканчивают жизнь хулиганы и сочла свою миссию выполненной. А могла разобраться и помочь одним полюбить мир, другому – защищать мир без агрессии.

Вы скажете, что шестилетние дети ничего не понимают, не отличают неприемлемое, опасное для себя и окружающих поведение от социально приемлемого, безопасного в силу возраста. И будете в чём-то правы. Но и ошибётесь тоже.

Дети понимают всё. Что плохо, что хорошо. Что драться нельзя. Ударить другого непозволительно. Они всё это уже выяснили общаясь с домашними. Просто они не могут сопротивляться своим порывам. А из родителей редко кто будет планомерно учить ребенка быть добрым, безопасным для других и себя. В последнее время их могут учить думать о своем комфорте, не обращать внимания на нужды других людей, давать сдачи, стучать на родных и друзей, могут учить защищаться, но любить всё живое, любить мир их не учат.

А человек растёт. И открыться миру, стать частью мира становится всё сложнее.

Скажете, мир жесток. И в нём тяжело добрым людям. Но добрый не значит – мягкий. Ведь Коля однозначно добрый мальчик. Но отнюдь не мягкий. Он справедливый и эмпатичный.

Пока мы в броне под защитной маской – мы не сможем увидеть и понять друг друга, а, значит, и простить.

Вот у меня есть тот, кого мне надо простить. Это я сам. Но я недостаточно добр, чтобы простить себя. А простить других могу, это легче.

А вы – добрый человек?

Друзья, простите мне этот текст. Пессимистично получилось.

-2

Наболело что-то. Спасибо, что читаете. А может кто-то даже понял, что я хотел сказать. В любом случае, спасибо, что выслушали.