Кирпич был, вероятно, первым промышленным продуктом массового производства. Литые бронзовые наконечники стрел вполне могли быть вторыми. Но монета - самый сложный предмет массового производства в древности.
В Афинах работники монетного двора были рабами, принадлежавшими государству. Монетный двор находился недалеко от Агоры - рыночной площади. В Риме работники монетного двора были в основном свободны. Первоначально расположенный в Храме Юноны Монеты на Капитолийском холме, монетный двор позже переместился к востоку от Колизея, где он и находился до конца IV века.
Качественное изготовление монет требовало большого прогресса в металлургии и сложного разделения труда.
Некоторые древние монеты были изготовлены методом литья в формах, но большинство отчеканено вручную. После столетий археологических и нумизматических исследований до сих пор остаются вопросы о том, как были сделаны древние монеты.
Литые монеты
При охлаждении бронза сжимается на небольшой процент от своего первоначального размера, поэтому последующие поколения форм, изготовленных для циркулирующих монет, постепенно становились меньше и легче. Фальсификаторы часто использовали литье для копирования официальных монет, и тысячи керамических форм фальшивомонетчиков были обнаружены в Западной Европе и Египте. Вероятно, их намеренно закапывали, чтобы скрыть от властей.
Чеканенные монеты
Самым распространенным методом изготовления была чеканка с помощью штампов, вырезанных вручную. Сохранилось несколько сотен древних монетных штампов. Большинство из них являются инструментами фальшивомонетчиков, поскольку официальные штампы тщательно контролировались и обычно уничтожались. Большинство ранних штампов изготавливали из бронзы - прочного сплава меди с содержанием олова до 20%. Позже появились штампы из железа и даже закаленной стали.
На древних монетных дворах первым этапом производства было изготовление заготовок для монет или "фланцев". Их делали несколькими способами: отливали в формах, вырубали из металлического прута или вырезали ножницами из металлических пластин .
Золотые и серебряные монеты делали методом холодной чеканки, так как эти металлы относительно мягкие. Тогда как другие перед чеканкой нагревали в печи и только затем наносили удар по штемпелю. Вопрос о горячем и холодном способе чеканки - постоянный спор в классической нумизматике.
На римском денарий 46 года до нашей эры изображены некоторые инструменты для изготовления монет. Его выпустил чиновник монетного двора Тит Карисиус. На реверсе изображены щипцы и молоток по бокам наковальни, над которой находится круглый украшенный гирляндой предмет. Его иногда идентифицируют как штамп для пуансона, но, возможно, это изображение защитной кожаной шляпы - атрибута бога Вулкана. Такую носили чеканщики и кузнецы. На аверсе изображена голова богини Юноны Монеты.
Еще одно противоречие - это проблема орла и решки, или, с технической точки зрения, аверса и реверса. Обычно лицевую матрицу закрепляли на тяжелой наковальне, в то время как обратная матрица врезалась или приваривалась к железному стержню. Работник монетного двора держал ее в левой руке, и это позволяло ему правой рукой молотком наносить удары. Чтобы отчеканить монету, иногда требовалось несколько ударов. Часто на древних монетах видны свидетельства "двойного удара" , если он был неточным.
Срок службы штемпеля - источник бесконечных споров. При интенсивном использовании штампы обычно служили 3-4 месяца. В периодическом производстве штамп мог прослужить и больше пяти лет. С помощью экспериментальной археологии определили, что лицевую матрицу можно было использовать от 23 до 47 тысяч раз, в то время как оборотная матрица могла выдержать от 11 до 28 тысяч ударов.
Иногда штампы оставались в использовании и после того, как они треснули, а сломанные ремонтировали и повторно наносили рисунок.
Мастера, чеканившие монеты, были исключительно одаренными художниками. Некоторые греческие граверы V-IV веков до н.э. известны по именам, потому что они оставляли свое имя на некоторых своих штампах: Euainetos, Kimon и Phrygillus. Чрезвычайно мелкие детали, выгравированные на лучших штампах, наводят на мысль, что некоторые художники использовали увеличительные линзы из горного хрусталя, которые уже существовали в древности. С другой стороны, преобладание орфографических ошибок и букв, выгравированных в зеркальном отражении на позднеримских монетах, предполагает, что к тому времени некоторые мастера были неграмотными и не обладали нужной квалификацией.
Сейчас большинство древних монетных штампов находятся в музейных коллекциях - хотя и редко выставляются на обозрение, но некоторые иногда появляются на крупных аукционах, где за них просят высокие цены.
Еще можно почитать:
Интересные факты в нумизматике
Современные технологии чеканки монет: скрытые изображения, необычные формы и высокий рельеф
Подписывайтесь на наш канал - Деньги - и это все о них...