Имя Рафаэля Санти ассоциируется прежде всего с образами Мадонн. Искусствоведы и психологи много веков пытаются разгадать секрет невероятной притягательности святых, созданных великим живописцем. Ещё интереснее то, почему на протяжении всех лет библейский сюжет так вдохновлял мастера, заставлял изображать всё более новые сцены с одними и теми же героями.
Известно, что первый наивный образ богоматери появился на стене дома, где жил будущий гений. Мальчик нарисовал святую деву по подобию своей мамы, которая покинула этот мир, оставив 8-летнего ребёнка сиротой.
Первый благочестивый образ Марии Рафаэль написал будучи 17 - летним подростком. Считается, что ранние работы отличаются суховатой идиллией, юноша как будто тоскует по рано покинувшей его матери.
В жанре "мадонна с младенцем" работали почти все придворные художники католического мира. Надо было обладать уникальным даром, внести особые черты, вдохнуть новую жизнь, чтобы выделиться из общей плеяды.
Рано став знаменитым, гений не прекращал учиться, совершенствовал знания, оттачивал мастерство, искал идеал. "Мадонна Солли", созданная в 1502 году невероятно похожа на работу его учителя Перуджино. Картину можно было считать безупречной, но ищущий мастер желал большего. Рафаэль отправляется во Флоренцию и старается постичь глубину искусства Да Винчи и Микеланджело.
За четыре года в городе цветов на свет появилось около 20 непорочных дев, написанных уже в другой манере, каждая со своим характером и обаянием. Сюжеты становятся всё более сложными по композиции. Зрители часами могут разглядывать и сравнивать "Мадонну со щеглёнком" и "Прекрасную садовницу". Очарованный шедевром Микеланджело "Тондо Дони" Рафаэль создаёт сложнейшую композицию на тему Святого семейства.
Мария, Праведная Елизавета, дети — живые, человечные, обладающие теми качествами, которых недоставало первым произведениям. Художник, казалось, превзошёл самого себя, но нет предела мастерству. Рафаэль едет в Рим, где Браманте строит собор Св. Петра, но умирает, не закончив работу. Блестящего живописца ставят на его место, назначают главным архитектором. Юный гений окружён богатыми покровителями и прекрасными женщинами, он "купается" в славе и роскоши. Однако, ничто не могло охладить его главной страсти — создание истинного совершенства. В это время рождается монументальное полотно, самое замечательное творение - "Сикстинская мадонна".
Ценители высокого искусства пытаются найти то, что делает произведения мастера непревзойдёнными: то ли удачный выбор натуры, то ли школа, учителя, святая вера или порок. В том то и дело, что феноменальному дару нет объяснения, творец созидает новое, потому что не видит границ. Рафаэль восхищался женской красотой, внешней и внутренней, праведной и грешной. Всеми этими качествами он одаривал своих мадонн, поэтому они не притворны, не приторны, вечно вызывают интерес.