Когда на радио поставили пару вещей с пластинки малоизвестной тогда группы, в эфир посыпался град звонков. Слушатели были в гневе. Просили убрать чуждые русскому человеку песни с непонятными текстами и странными мелодиями. Все крупные лейблы в стране отказались издавать альбом. В итоге песни пришлось распространять кустарным способом.
Альбом «Морская» станет самой продаваемой пластинкой по итогам 1997 года. Тираж превысит 1 миллион копий – неслыханная по тем временам цифра в русскоязычной музыке. Песни и клипы с него станут крутить ведущие радиостанции и телеканалы страны, а маститые музыкальные критики – захлебываться от восторга. Но все это будет потом. А вначале никому не известная группа столкнулась с полным неприятием своей музыки и обвинениями в «отсутствии русских мелодий».
Когда сменился музыкальный климат
Лидер коллектива Илья Лагутенко в музыке был не новичком. Свои первые шаги в этом направлении он сделал еще в 80-х годах. Группа «Мумий Тролль» впервые заявила о себе осенью 1983 года. Позже был записан довольно плохонький по звучанию магнитоальбом «Новая луна апреля». Песни с него крутили на танцах в родном для Лагутенко Владивостоке. Альбом тогда пользовался популярностью среди приморской молодежи, но широкой известности не получил. Властителями дум в стране тогда были «русские рокеры» со своим плакатным протестом.
Пока Илья и остальные участники группы служили в армии, музыкальный климат в стране изменился. На гребень волны вынесло различные «ласковые маи» вместе «миражами» и «комбинациями». Второй магнитоальбом вообще остался незамеченным. В итоге Илья на время забросил музыку и уехал работать в Китай, а потом в Англию. Время от времени он возвращался Россию, и в одном из московских клубов встретился со своим бывшим коллегой по группе Леонидом Бурлаковым. Друзья решили тряхнуть стариной.
В середине 90-х годов Бурлаков был вполне успешным предпринимателем. Во Владивостоке владел магазином по продаже компакт-дисков, был в курсе всех последних музыкальных трендов. Он пообещал взять на себя обязанности продюсера, решить финансовые вопросы и собрать вместе первоначальный состав группы. Однако бывшие участники давно завязали с музыкой и занимались совершенно другими делами. Откликнулся только клавишник Альберт Краснов. Дело было за малым – написать новые песни и переделать старые.
Социально опасная группа
Лагутенко отправился в Англию и там начал работу. Свои наброски он присылал Бурлакову. Тот показывал их своим приятелям и корректировал по ходу дела. Летом 1996 года было полностью готово десять песен. Предприимчивый Бурлаков прикинул, что для их записи с профессиональными музыкантами и в хорошей студии нужно не меньше 30 тысяч долларов. Чтобы собрать нужную сумму Леонид решил рискнуть. Он продал квартиру во Владивостоке. Вынул средства из оборота своего магазина, едва не обанкротив бизнес. Запись пластинки он захотел курировать лично, для чего вылетел в Лондон.
Работа проходила на Alaska Studios с участием приглашенных английских музыкантов. Из участников оригинального состава был только Альберт Краснов, который отвечал за аранжировки, и совмещал обязанности клавишника и гитариста. Трек-лист включал в себя 14 песен: десять новых и четыре старые, уже изданные на любительских двух магнитоальбомах. За саунд альбома отвечал звукорежиссер Крис Бэнди, известный по работе с англичанами Duran Duran и The Cure.
Песню «Вдруг ушли поезда» Лагутенко посвятил Санкт-Петербургу, где зимой 1985 года отмечал окончание университета одного из своих приятелей. «Забавы» написана по мотивам воспоминаний о непростой жизни во Владивостоке начала 90-х годов. Текст композиции «Вот и вся любовь» был найден в старых черновиках. А главный шлягер альбома – «Утекай» Илья придумал прямо во время студийных сессий.
«Новая луна апреля», которая закрывала альбом, была одной из первых песен группы вообще. У неё довольно драматичная судьба. В апреле 86 года прошло заседание ЦК КПСС. Партийные товарищи во Владивостоке приняли припев песни на свой счет и запретили ее. А группа «Мумий тролль» тогда была признана «социально опасной» наравне с самими Black Sabbath.
Всю музыку перевернули вверх дном
Когда альбом «Морская» был готов, песни с него попытались раскрутить на российских радиостанциях. Но публика вначале их восприняла в штыки, а лейблы отказались издавать пластинку. Тогда Бурлаков на оставшиеся деньги заказал несколько сотен кассет, записал на них четыре композиции из альбома. И сам начал их бесплатно раздавать на легендарной «Горбушке». На кассетах оставил номера московских радиостанций, чтобы слушатели могли звонить в эфир и просить поставить понравившийся трек.
Один из таких носителей случайно оказался у композитора и владельца звукозаписывающей компании Rec Records Александра Шульгина. Влиятельному бизнесмену очень понравилась песня «Утекай». Он связался с Леонидом Бурлаковым и предложил выгодный контракт. Проблема с релизом пластинки была решена. Остальное – уже история. «Морская» стала одним из самых продаваемых альбомов в России. Фразы из песен ушли в народ. А с легкой руки Ильи Лагутенко в обиход вошел термин «рокапопс». Именно так музыкант охарактеризовал песни с пластинки.
В год выхода «Морская» звучала буквально отовсюду. Лично я услышал ее, когда шел по своим студенческим делам мимо одного из ларьков с кассетами и компакт-дисками. Из динамиков неслось то самое, знаменитое:
Уходим, уходим, уходим!
Наступят времена почище…
Естественно, из ларька я вышел уже с альбомом. Что сказать – «Мумий Тролль» и его песни могут нравиться или не нравиться. Но в свое время альбом перевернул с ног на голову всю гитарную музыку в нашей стране. Вскоре группа выпустила пластинку «Икра», затем сборник старых переработанных вещей. Но это уже было продолжение истории. «Морская» стала одним из самых влиятельных альбомов 90-х. Ничего подобного в нашей стране с тех пор так и не появилось.
Понравилась статья? Ставьте лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.