Ренессансный шедевр Сандро Боттичелли, "Весна" (1482), не сразу была оценена по достоинству. Полотно написано по заказу Лоренцо Великолепного, который хотел подарить его на свадьбу своему племяннику.
Картина на самом деле долгое время украшала королевскую спальню Медичи, а после падения их власти оказалась в запасниках галереи Уффици и провела там почти четыре сотни лет. Только к началу XX века искусствоведы расшифровали скрытый смысл и глубокий символизм "Primavera".
В центре композиции богиня Любви Венера, одетая как типичная флорентийка XV века. Есть мнение, что прототипом героини стала Симонетта Веспуччи, невестка Медичи. Надо всеми парит Купидон (или Амур) с закрытыми глазами, вслепую запуская свои стрелы в сторону трёх граций — Аглаи, Ефросины и Талии. Обычно, прислужниц Венеры призывали на празднества, чтобы они привносили веселье, вдохновение и радости жизни.
Здесь девушки символизируют святость, непорочность, чистоту, что подчёркивается вплетёнными в их волосы жемчужинами. Богинь охраняет Меркурий, бог мая. Посохом он разгоняет серые тучи, чтобы будущий брак был безоблачно счастливым. Справа от Венеры Зефир преследует нимфу Хлориду, настигая, он превращает её во Флору, богиню весны, цветов, полевых плодов.
Растения, изображённые на платье Флоры превращаются в настоящие. Художник с необыкновенной точностью биолога изобразил более 500 разновидностей цветущих трав. Многие из них распускаются не в мае, а летом и даже поздней осенью, что символизирует вечное начало жизни. Флористы усматривают символ в каждом отдельном цветочке. Василёк — приветливость, ромашка обещает верность, лютик сулит богатство.
Шедевр Боттичелли интерпретируют по-своему философы, мифологи, историки.
- Философский смысл таков, что Венера управляет земной любовью, отделяет её от небесной, сама олицетворяет истинную любовь к Богу. Так человек от плотских чувств через разум приходит к возвышенному созерцанию.
- Религиозная версия видит в композиции путешествие праведников по земному Раю. За благочестие они получают право вознестись на Небеса.
- Историки видят на полотне современников Боттичелли. В Меркурии узнают Лоренцо Великолепного, разглядывают лица его подруг.
- Есть мнение об особой музыкальности картины, где все восемь персонажей рассматриваются как ноты: от Зефира "до", Хлориды "ре" и далее. Меркурий звучит как начало новой, более высокой актавы.
Сколько бы версий ни существовало, "Весна" остаётся мифологической загадкой. Одни видят аллегорию свадьбы, другие плодородный сезон, третьи — прославление любви. Каждая интерпретация имеет право на существование, а то что их так много, говорит лишь о гениальности великого произведения искусства.