Найти тему

«Все амплуа — в ней одной…»

27 августа исполняется 125 лет со дня рождения великой актрисы Фаины Георгиевны Раневской, творческое становление которой проходило в Симферополе.

Родилась Фаина Фельдман (такова её настоящая фамилия) в Таганроге. Её отец Гирш Хаимович был одним из самых богатых людей в городе: ему принадлежали фабрика, магазины; занимался он и нефтяным бизнесом. Семья жила в большом двухэтажном доме.

Фаина с детства была стеснительной, от волнения заикалась. Тяжело сходилась с другими детьми, даже из гимназии её вынуждены были забрать: она получила домашнее образование и сдала гимназический курс экстерном. Очень чувствительный ребёнок сопереживал любому горю. Вот как описывала Фаина Георгиевна одно из наиболее сильных потрясений детских лет: «Существует понятие «с молоком матери». У меня — «со слезами матери». Мне чётко видится мать, обычно тихая, сдержанная, — она громко плачет. Я бегу к ней в комнату, она уронила голову на подушку, плачет, плачет, она в страшном горе. Я пугаюсь и тоже плачу. На коленях матери газета: «...вчера в Баденвейлере скончался А. П. Чехов...».

Такой увидели симферопольцы Фаину Раневскую в 20-х годах прошлого века
Такой увидели симферопольцы Фаину Раневскую в 20-х годах прошлого века

В двенадцать лет Фаина увлеклась кино, вслед пришло увлечение театром. И робкая девушка вдруг захотела стать актрисой. Одной из причин, подтолкнувшей её к этому решению, очевидно, была встреча с прекрасной Алисой Коонен. Случилось это жарким летом 1910-го, когда 14-летняя Фаина отдыхала в Евпатории. Спустя четыре года она уехала в Москву, чтобы посвятить себя театру. Не остановили даже резкие слова, в сердцах брошенные отцом: «Посмотри на себя в зеркало — увидишь, что ты за актриса!».

Думается, отцовская критика была несколько необъективной. Актриса Нина Сухоцкая, приятельница Раневской, вспоминала о Фаине в те годы: «Это была обаятельная, прекрасно, иногда несколько эксцентрично одетая молодая девушка, остроумная собеседница, вносившая в дом атмосферу оживления и праздника. Мне она казалась очень красивой. Несмотря на неправильные черты лица, её огромные лучистые глаза, так легко меняющие выражение, чудесные каштановые волосы, прекрасный голос, неистощимое чувство юмора и, наконец... талантливость в каждом слове и поступке — всё делало её обворожительной и притягивало людей». В Москве она несколько раз держала экзамен в театральные школы, но везде ей говорили: «Деточка, вы профнепригодны». В конце концов удалось поступить в платную школу, где никто не обращал внимания на актёрские способности — лишь бы оплачивали учёбу. Деньги, которые дали родители, быстро закончились. И Фаина вынуждена была подрабатывать в массовке в цирке.

Театральная Москва потрясла Раневскую. Позже она утверждала, что её первым учителем был Художественный театр: «Первое впечатление от театра — потрясение. А профессию я не выбирала: она во мне таилась».

С помощью своего большого друга — известной балерины Екатерины Гельцер — ей удалось устроиться в подмосковный дачный театр в Малаховке, где периодически гастролировали многие известные актёры. Фаину взяли на роли без слов и выходы в массовке. По истечении летнего сезона она осталась без работы. К тому времени девушка оказалась в России совсем одна: весной 1917 года всё семейство Фельдман на собственном пароходе эмигрировало в Турцию. Но судьба подарила ей встречу с Павлой Вульф, которая из совершенно неопытной угловатой девушки стала растить Актрису.

Воспитанница школы Александринского театра, Павла Леонтьевна была кумиром публики в крупных провинциальных городах, её не раз приглашали на столичную сцену, но она оставалась верна провинции, работая в известных антрепризах. Чутьём большого артиста Павла Леонтьевна угадала черты истинной одарённости в Фаине. По сути, уроки Вульф были единственной актёрской школой Раневской. «Павла Леонтьевна Вульф, мой педагог, учила меня всему тому, что узнала от своих учителей Владимира Давыдова и Веры Комиссаржевской. Она была неповторимой», — рассказывала Раневская. Их дружба, несмотря на разницу в возрасте, продолжалась много лет, вплоть до смерти Павлы Леонтьевны. Именно в доме Вульф Фаина Георгиевна нашла понимание и семейный уют, которых ей так не хватало.

Первой большой ролью Фаины, подготовленной под руководством П. Вульф, была Маргарита Каваллини в пьесе «Роман». Позже Павла Леонтьевна вспоминала: «Работая над ролью Каваллини с Раневской, я почувствовала, каким огромным дарованием она наделена. Но... роль «героини» не смогла полностью раскрыть возможности начинавшей актрисы».

В 1919 году Вульф и Раневская оказались в Симферополе, в актёрском товариществе под руководством В. Ермолова-Бороздина.

Афиша спектакля «Вишнёвый сад». 1919 год
Афиша спектакля «Вишнёвый сад». 1919 год

Сезон открылся 28 сентября гоголевским «Ревизором». Далее последовали пьеса И. Сургучёва «Осенние скрипки», «Дворянское гнездо» И. Тургенева, «Дни нашей жизни» Л. Андреева и «Вишнёвый сад» А. Чехова, в котором Раневская сыграла Шарлотту. Сыграла так, что это определило её путь как характерной актрисы. В те годы Фаина Георгиевна только училась создавать точные социальные характеристики своих героинь. Но уже тогда делала это с той остротой, которая в дальнейшем была присуща всем её ролям.

В образе Шарлотты впервые прозвучала тема, ставшая одной из главных в творчестве актрисы — человеческого одиночества, душевной неприкаянности. Партнёршей Фаины Георгиевны в этом спектакле была Павла Вульф, которая впоследствии вспоминала: «Как сейчас вижу Шарлотту-Раневскую. Длинная, нескладная фигура, смешная до невозможности и в то же время трагически одинокая… Какое разнообразие красок было у Раневской и одновременно огромное чувство правды, достоверности, чувства стиля, эпохи, автора! И всё это — у совсем молоденькой, начинавшей актрисы. А какое огромное актёрское обаяние, какая заразительность…». «Вишнёвый сад» на симферопольской сцене шёл недолго, и больше никогда ей не довелось сыграть Шарлотту, но эта роль имела большое значение для творческого становления актрисы.

В декабре 1920 года бывший Дворянский театр был объявлен государственным и стал называться Первым Советским. В нём был сильный творческий состав, интересный репертуар. Но условия работы чрезвычайно тяжёлые, в течение зимы 1920—1921 гг. театр не отапливался. Многие актёры от холода и голода болели. Раневская и Вульф порою добирались на службу, держась за стены домов: от мучительного голода ноги становились ватными. Выжить им помог Максимилиан Волошин, с которым Раневская познакомилась в то время. Позже Фаина Георгиевна рассказывала, как утром он приходил с рюкзаком за спиной, в котором лежали небольшие рыбёшки — хамса, хлеб и касторовое масло. Рыбу жарили на касторке, при этом распространялся такой ужасный запах, что Раневская, несмотря на голод, убегала в соседний двор. Волошин очень огорчался и искал новые возможности накормить молодую актрису.

Тёплые воспоминания о Волошине Фаина Георгиевна пронесла через всю жизнь: «Сколько в этом человеке было неповторимой прелести!.. Я не уверена в том, что мы выжили бы (а было нас четверо), если бы о нас не позаботился Макс Волошин...».

Именно Волошин, привлечённый к работе в художественный совет театра, порекомендовал к постановке пьесу «Изнанка жизни», и «актёры, голодные, холодные, жили в атмосфере искусства с такой великой радостью, что все трудности отступили».

На симферопольской сцене Ф. Раневская играла Машу в «Чайке», Ольгу и Наташу в «Трёх сестрах» А. Чехова, Манефу в «На всякого мудреца довольно простоты», Галчиху в «Без вины виноватых» А. Островского, сваху в «Женитьбе» Н. Гоголя. Большим успехом у симферопольцев пользовался спектакль «На дне» М. Горького, в котором Раневская играла Настю. Молодой актрисе удалось точно уловить характер своей героини и, по мнению коллег, образ получился многогранный.

Однажды после спектакля к ней подошёл писатель, драматург Константин Тренёв и, выразив восхищение актёрским дарованием, пожелал большого будущего. Так началась их дружба, длившаяся долгие годы. «...Не помню, чтобы я относилась к кому-либо из драматургов-современников так нежно и благодарно, как к Тренёву», — писала в дневнике Ф. Раневская.

Бывали с Фаиной Георгиевной и курьёзные происшествия. Вот одно из них, случившееся на спектакле «Глухонемой», где партнёром Раневской был Г. Ячменев. «Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила в чернилах. Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнёром, он, увидев чёрную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей чёрной шеи», — вспоминала актриса. Донельзя самокритичная, после подобных случаев она готова была оставить сцену.

В Симферополе Фаина Георгиевна работала до конца 1923 года, затем ещё шесть лет — в крупных периферийных театрах Смоленска, Архангельска, Сталинграда, Баку, где сыграла около 300 ролей, пока в 1931 году выдающийся режиссёр А. Таиров не пригласил её в Московский Камерный театр. Здесь к ней пришла подлинная слава.

В 2016 году в Симферополе установлена мемориальная табличка на доме, где жила Ф. Раневская
В 2016 году в Симферополе установлена мемориальная табличка на доме, где жила Ф. Раневская

Фаина Раневская была актрисой широчайшего диапазона. Её любимый партнёр Осип Абдулов говорил: «Все амплуа — в ней одной... Она — целая труппа». Среди лучших театральных работ Раневской — Берди в «Лисичках» Л. Хеллман, Васса Железнова в одноимённой пьесе М. Горького, Бабушка в «Деревья умирают стоя» А. Касона, Люси Купер в «Дальше — тишина» В. Дельмар, миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика.

Но всё-таки большинство зрителей знают Фаину Георгиевну как блистательную киноактрису, хотя за полвека она снялась лишь в 24 фильмах, где не сыграла ни одной главной роли. Однако каждая из них — явление. Большинство кинообразов Раневской острохарактерные, только однажды ей удалось обнаружить мощное трагедийное дарование в кино — в роли Розы Скороход в «Мечте». В 1944 году один американский журнал писал, что президент Рузвельт, посмотрев этот фильм, назвал Раневскую блестящей трагической актрисой.

С 1965 года Ф. Раневская работала в театре имени Моссовета. Последней её ролью стала Филицата в комедии А. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» в постановке Сергея Юрского. Премьера состоялась в 1980 году.

19 октября 1983 года Раневская навсегда покинула сцену. А 19 июля 1984 года великой актрисы не стало.

Фаине Георгиевне принадлежало немало острых фраз, ставших афоризмами. Но одна, думается, наиболее точно отражает её взгляд на актёрское мастерство: «Я не признаю слово «играть». Пусть играют дети. Пусть музыканты играют. Актёр на сцене должен жить!».

Людмила КАСЬЯНЕНКО