Даже при прослушивании рассказа для пересказа некоторым детям становится трудно, потому что без постоянного внимания важные аспекты рассказа просто подслушиваются или упускаются из виду и не учитываются при пересказе. Но, если разобраться в системе, у ребенка обязательно получится отличный пересказ.
Что такое пересказы на самом деле?
Идеальный пересказ - это увлекательная, но в основном сокращенная версия оригинальной истории. Примеры можно найти, например, в сказках и баснях, а также в аудиокнигах, которые пользуются все большей популярностью не только у взрослых, но и у детей. Трудность пересказа истории заключается в том, чтобы не упустить ни одного существенного элемента оригинальной истории, а также в сохранении напряженности в истории при передаче сюжета.
Для этого обязательно следует попрактиковаться в этом с ребенком. Выполнив следующие пять шагов, чтобы написать или составить пересказ для устного ответа, ученик получит стратегию сочинения, с помощью которой он сможет учесть все важные моменты.
5 шагов, чтобы попрактиковаться в пересказе
Передавая историю своими словами, ребенок должен внимательно слушать и, возможно, делать короткие заметки для пересказа, чтобы не забыть общий контекст и важные детали при написании сокращённо го варианта. На это следует обратить особое внимание при тайной работе:
- Время повествования, то есть настоящее, прошлое или будущее, должно быть выбрано при пересказе истории, как в шаблоне. Если рассказ написан в прошлом, пересказ тоже должен быть в прошлом. Вопрос: Я выбрал правильное время?
- Для качества ребенок должен рассказывать историю ярко, увлекательно, разнообразно и живо в пересказе. Вопрос: Моя история все еще интересна?
- Пересказ должен точно соответствовать шаблону. При передаче не разрешается находить новых людей или придумывать другие события. Обзорам и собственному мнению здесь тоже не место. Вопрос: Соответствует ли мой пересказ шаблону?
- Для пересказа ребенок должен найти собственные слова, поясняющие суть повествования. Приветствуется дословная речь, разнообразные прилагательные и глаголы для оживления пересказа. Вопрос: Использую ли я красивую образную речь и описательные прилагательные?
- Разумеется, в пересказе должны быть названы все важные факты. Итак: где и когда происходит история? Кто это, что происходит и какое настроение описывается? Вопрос: Не забыл ли я какие-то важные моменты?
Насколько обширным должен быть пересказ?
Пересказ в первую очередь должен развлекать читателя, поэтому он не должен быть ни длинным, ни скучным. Объём играет второстепенную роль и в принципе может определяться ребенком самостоятельно. Однако он не должен быть длиннее оригинала. Если он находит определенные части истории или какие-то события особенно интересными, он может описать их подробно. В начальной школе письменный пересказ не может быть длиннее одной-двух страниц, потому что дети еще не так хорошо владеют письмом.
Как начать пересказ?
Начало - это краткое описание сути повествования и важных деталей, изложенных на языке фактов. Это написано в настоящем времени,
- не содержит личных отзывов;
- содержит только косвенную речь, без прямой речи;
- предоставляет информацию о типе текста, авторе, заголовке и теме;
- не содержит цитат;
Структура содержания
Введение должно включать информацию об авторе и типе текста, должно быть дано название и объяснение того, о чем рассказывается. Например: В рассказе таком-то автор такой-то описывает, как герой совершил вот это...
Основная часть включает наиболее важные события в правильном хронологическом порядке. Важно показать причины и намерения поведения вовлеченных людей. Например: однажды в родном городе героя появляются такие-то люди и совершают следующие поступки для того, чтобы...
В конце можно сделать вывод о замысле текста. Здесь ребенок также может сформулировать собственное мнение о тексте. Например: своей историей писатель хотел бы указать на определённые проблемы современной жизни и их важные последствия...
Тренироваться в пересказ ребёнок может и дома с родителями. Можно просить его пересказать прочитанную книгу. Или попросить посмотреть мультфильм без родителей, а потом рассказать об этом. Пусть мама попробует по его словам узнать, какая это была программа. Или можно приготовить лист бумаги с основными вопросами (кто, где, когда, что сделал, зачем и чем это закончилось), чтобы можно было записывать ответы, когда малыш пересказывает историю. Затем обсудить, что ему удалось передать хорошо, а чего еще не хватало.
Читайте также: Помогите: ребенок не хочет читать!
Подписывайтесь на наш канал:)
#чтение #воспитание детей #пересказ #начальная школа