Гроздья гнева – это то, что чувствовала я, когда дочитала эту книгу. Примерно такой я вижу аннотацию к этому выпуску книжных новостей.
Поутру я подумала: а почему бы не начать со Стейнбека свой онлайн-дневник?
1. Я прочитала его совсем недавно и воспоминания еще свежи
2. Он мне не понравился (мини-спойлер), поэтому, когда этот пост канет в Лету и никто про него не вспомнит – мне будет все равно.
У идеи чтения Стейнбека есть предыстория: у меня было 3 книги в роли идеи-фикс, которые мне надо (когда-нибудь, но обязательно) прочесть. Встречайте на арене:
- Шум и ярость Фолкнера (тут много споров какой перевод лучше: где «Звук и ярость» или где «Шум и ярость», я так и не поняла какой читать, поэтому и не прочитала до сих пор).
- Столпы земли Фоллета (прочитала, напишу про него вскоре, может даже прям следующим постом, его тоже не жаль терять в той же Лете)
- Гроздья гнева Стейнбека
У меня практически одновременно появились «Гроздья гнева» и «К Востоку от Эдема» (про нее тоже черкану пару ласковых в одном из следующих выпусков).
Вначале в «Гроздьях гнева» вроде было интересно: главный герой Том досрочно возвращается из тюрьмы домой, тем самым надеется обрадовать близких и после этого зажить прежней веселой жизнью, НО… грядут перемены в лице новых технологий (электричество, автомобили и прочее). Банкам больше невыгодно сдавать землю в аренду – есть тракторы и прочая с/х техника, люди больше не нужны, занавес. Естественно их судьба никого не волнует (кроме Стейнбека).
Том с семьей покидают родной дом и едут на заработки в Калифорнию.
И всю книгу они едут едут… и в итоге так никуда и не приезжают. То, что у истории открытый финал я узнала в этом самом финале. Но это еще не самое «приятное». Финальная сцена – вот что до сих пор вызывает непонимание: зачем такое нужно было.
Я сегодня без спойлеров, поэтому кто читал – поймет, кто не читал – вряд ли вам это нужно 🙅♀️
Стейнбек сам говорил про это произведение, что ему было тяжело его писать, он сомневался в своем совершенстве и упоминал, что его нервы и желудок болят от всей этой писательской гроздьегневной деятельности (вспоминается написание курсовых и диплома). И в это легко поверить. А еще было ощущение, что его в край задрала эта история и герои, и он решил не дописывать типа вот вам открытый финал, пища для размышлений.
Когда-то у Бегбедера я прочитала цитату, что после прочтения хорошей книги должно возникнуть желание написать писателю письмо. Так вот, никакого письма Стейнбеку я писать точно не хочу (прочесть его он бы все равно уже не смог, но не суть).
Это та самая скучная классика, после которой классику читать не тянет. Тягомотное повествование о неприятных героях, чьи истории ничем не заканчиваются – это худший сюжет для книги. Еще эти нудные вставки с описаниями природы - непонятно к чему они вообще, написаны вымученно и нудно. После трети книги я начала их пролистывать. И ладно бы они были все размером со страницу, но потом они начали занимать по 3 листа 😐
Еще про героев немного. Все мужские персонажи отвратительны: слабые, противные, мутные. Семейство выживает как может и один из «мужчин» такой ах ох что-то губа свистит, кажется, хочется спустить money на vypivka. И все такие: да, да, сходи, тебе это нужно! Образцовая семейная поддержка.
«Гнев» - он есть только в названии (и моей душе, когда читаю такие книги). В книге вместо гнева уныние, покорность, опустошение, падение духа.
У меня эта книга не остается и отправляется в библиотеку покорять других читателей.
#стейнбек #гроздьягнева #литература #книги