Около 60% людей недовольны состоянием своего жилья, а более трети мечтают срочно отремонтировать квартиру – к таким результатам пришел «Сбербанк» в своем опросе. Однако не всем удается выполнить свою мечту: недаром поговорка сравнивает ремонт с пожаром и потопом. Иногда «процесс уже пошел», но на каком-то этапе застопорился. Почему? Как этого избежать? Давайте разберемся.
Начало ремонта без документации
О важности планирования написаны тонны книг и прочитаны тысячи мотивационных лекций, но ситуации, когда люди «отрезают, не отмерив», по-прежнему случаются. Ремонт уже начат, а документация не подготовлена.
Мы советуем обсуждать с дизайнерами все подробности каждого этапа, не торопить их, уточнять детали дизайн-проекта до начала работ. Консультации со строителями, их оценка документации – тоже до начала работ. Единственная гарантия точного соблюдения сроков – полная подготовка чертежей и документации строго до старта ремонта.
Использование типовых решений и готовых дизайн-проектов
Это классическая история про скупого, который платит дважды. Сначала предложение, которое вам могут сделать, будет звучать весьма привлекательно: быстро, недорого, без лишних хлопот.
Но когда начинается реализация проекта, сделанного по принципу «копипаста», оказывается, что с реальностью он не слишком соотносится. Запрет на перенос мокрой зоны или снос перегородки, расположение вентиляционного канала или высота потолка могут внести в типовой проект совершенно неожиданные коррективы, и исправления выйдут дороже, чем обошелся бы индивидуальный дизайн-проект.
Если потребуется проведение специальных работ, например, монтаж газового оборудования, такую работу может делать только специалист газовой службы. Все несогласованные перепланировки, включая переносы вентиляционного короба или мокрых зон, незаконны – за них отвечает заказчик. Если придется «все возвращать как было» – это ваши затраты и затягивание сроков ремонта.
Чтобы этого не произошло, ищите студию, которая на старте оценит планировку помещения и сделает дизайн-проект с учетом всех особенностей пространства.
Неквалифицированная (или хуже того – недобросовестная) бригада строителей
Мастера иногда утверждают, что любые их ошибки объясняются добрыми намерениями, но это не всегда правда. Прислушивайтесь к рекомендациям вашего дизайнера или студии – они работают с проверенными специалистами, которые выполнят все работы гарантированно хорошо. Если же рискуете искать мастеров самостоятельно на «холодном» рынке, выбирайте тех, кто еще до начала работ предоставит полную смету, учитывающую даже мелкие детали, вроде цены на мешки для мусора.
Отсутствие письменного договора с исполнителями
Договор необходим всегда, даже если вы работаете с друзьями. Он закрепляет устные соглашения – вы можете проверить, что именно вам должен исполнитель. Обязательное приложение к договору – уже упомянутая смета.
В договоре не должно быть пункта, разрешающего исполнителю увеличивать стоимость работ без согласия заказчика по произвольным причинам вроде «материалы подорожали». Напротив, сроки начала и окончания всех работ и каждого этапа должны быть оговорены и строго согласованы.
Проверьте, с кем именно заключен договор: с организацией, индивидуальным предпринимателем или частным лицом – чтобы это частное лицо не прикрывалось на словах именем известной фирмы.
Исполнитель отвечает за любые действия третьих лиц на объекте, поэтому с приглашенными им партнерами нужно либо заключать отдельный договор, или оговорить право привлечения субподрядчиков в основном договоре. Документ регламентирует ответственность сторон, гарантии для заказчика и формы разрешения разногласий.
Задержка согласования
Работы согласуются обеими сторонами. Заказчику стоит заранее запланировать визиты на объект, чтобы согласовывать результаты и контролировать ход работ. Но чем надежнее ваш подрядчик и чем больше организационных моментов он берет на себя, тем меньше времени вы потратите.
Чтобы сроки сдачи документации или старт строительства не затягивались, оговорите их в договоре – от замеров и концепции до планов и разверток.
Отсутствие контроля за исполнением на всех стадиях: от заключения и проверки сметы до авторского и технического надзора на объекте
Контролируйте все изменения к договору и ищите такую студию дизайна, которая осуществляет авторский надзор – принимает доставку материалов, сантехники и мебели и контролирует ход работ. Так вы не допустите, что ремонт остановится по непонятным причинам на неопределенный срок, и не будете тратить слишком много личного времени. Достаточно будет контролировать выполнение промежуточных этапов.
Комплектацией занимается непрофессионал или сам заказчик
Список необходимого может достигать 500–700 пунктов, а в отдельных случаях – гораздо больше! Поэтому лучше доверить составление списков, общение с поставщиками и изготовителями мебели, контроль сроков поставки студии, у которой эти процессы уже отлажены.
У нее уже есть проверенный пул подрядчиков и поставщиков – они сообщают о своих новинках и готовы договариваться о более выгодных условиях. Однако вовлеченность заказчика в процесс, интерес к проекту и нацеленность на результат – главное для успешного ремонта.
Листайте вниз, чтобы увидеть наши проекты и другие рекомендации по организации пространства в вашем доме.