В современных реалиях стало сложно небольшим онлайн-магазинам пробиться в ТОП-выдачи поисковых систем. Всю первую страницу выдачи делят между собой рекламные объявления, прайсплощадки и крупные онлайн-гипермаркеты.
Маленьким магазинчикам туда никак не пробиться. Один из вариантов стать видимым покупателям - это размещаться внутри агрегаторов, таких как Ozon или Wildberries.
В этой статье разберем плюсы и минусы торговли на Озоне, поделимся опытом по размещению товаров на платформе.
Преимущества размещения товаров на Озоне
Главный плюс площадки – разнообразие вариантов сотрудничества с продавцами:
- Маркетплейс активно работает с прямыми поставщиками товаров, выступая в качестве ритейлера. Среди таких поставщиков – тысячи оптовиков, производителей, небольших интернет-магазинов. С ними Ozon работает по прямым договорам поставок.
- В маркетплейсе можно торговать своей продукцией, чем с удовольствием пользуются мелкие интернет-магазинчики.
- Озон приглашает к сотрудничеству предпринимателей, готовых открыть в своем городе пункт выдачи маркетплейса. Есть возможность получить на это финансирование в размере до 3 млн рублей под 15% годовых.
- Еще один стимул стать участником партнерской сети – выгодная реферальная программа.
Не обязательно останавливаться на каком-то одном варианте сотрудничества. Можно, например, открыть пункт выдачи заказов и разместить на Озоне свои товары. Администрация маркетплейса всегда готова обсудить индивидуальные условия сотрудничества.
Кроме разнообразия форматов взаимодействия, есть и другие плюсы:
- Возможность размещать продукцию на площадке именитого бренда. Впечатляющая посещаемость Озона дает интернет-магазинам дополнительный целевой трафик.
- Встроенные инструменты продаж и аналитика.
- Партнерские и реферальные программы.
- Комиссия с продавца берется только после оплаты покупателем и доставки.
- Возможность привлечения инвестиций, участие в тендерах.
Недостатки торговли на Озоне
Для некоторых торговцев сотрудничество с маркетплейсом не приемлемо по следующим причинам:
- Довольно высокие комиссии. Стоимость услуг доставки продукции, хранения, возврата и выкладки на сайте может оказаться неподъемной ношей. Если тот же «Беру» высчитывает 3-13% от сделки, то Ozon порой забирает более 40% прибыли.
- Высокие требования к продавцам. Для торговли на площадке необходимо быть юрлицом или иметь статус ИП.
- Нужно будет участвовать в системе электронного документооборота.
Форматы сотрудничества Озона с небольшими интернет-магазинами
Варианты взаимодействия отличаются способом хранения товаров:
- FBS – поставки со своего склада. Вы размещаете свою продукцию на витрине маркетплейса, но хранением и упаковкой занимаетесь самостоятельно. После заключения сделки с покупателем передаете товар сотрудникам Озона, обеспечивающим доставку. Для этого можно самостоятельно посетить пункт приема или оплатить услугу курьера.
- FBO – поставки со склада маркетплейса. Предприниматели, которые не располагают собственными складскими площадями, могут воспользоваться складами Озона. После приобретения товара покупателем сотрудники сайта решают все вопросы, связанные с упаковкой и доставкой. Сотрудничество по модели FBO обходится продавцам не дешево, но зато не нужно нести расходы, связанные с арендой и обслуживанием своего склада. Также получается экономия на логистике.
Чем можно торговать, а чем нельзя
Продавцы, торгующие на Озоне, при размещении продукции выбирают из 24 категорий, которые охватывают все стороны потребительского спроса:
- товары для дома, дачи и сада,
- детские товары (в том числе и крупногабаритные: коляски),
- одежду, обувь, аксессуары,
- ювелирные украшения и бижутерия,
- спорттовары,
- бытовая техника и электроника,
- косметика и парфюмерия,
- продукты питания,
- товары для животных;
- стройматериалы,
- и др.
Существуют ограничения:
- Нельзя продавать товары, оборот которых регулируется отдельными правовыми нормами: оружие, наркотики, лекарства, алкоголь и проч.
- При размещении некоторых разновидностей продукции в Озоне попросят дополнительные документы: паспорта, свидетельства, декларации, сертификаты соответствия. Речь идет об интимных товарах, автозапчастях, антиквариате, быттехнике, продукции для детей и проч.
Также есть товары, которые на Ozon продавать можно, но маркетплейс не берет их на хранение в свои склады. В основном это аккумуляторы и горючие вещества.
Комиссии и тарифы
Тут все зависит от категории реализуемой продукции и схемы сотрудничества (FBO или FBS). Первый вариант обойдется дороже, но не стоит забывать, что в него входит больше услуг, да и разница не космическая. К примеру, в случае продажи запчастей комиссия FBO составит 12%, а FBS – 10%. У системы сборов довольно много нюансов. Если есть желание разобраться со всеми тонкостями, стоит изучить документацию Озона. Минимальную комиссию (5%) платят продавцы стройматериалов, максимальную – реализаторы букинистических книг (40%).
По каждой категории товара установлено пороговое значение цены, по которой рассчитывается комиссия. По основным разновидностям продукции минимальная цена – 100 рублей. Размер сервисного сбора ограничен стоимостью товара. Допустим, продавец выставил товар за 40 рублей, пороговая цена – сотка, комиссия – 40%. В этом случае размер комиссии максимальный, он равен стоимости продукции. Как видно, мелочевку продавать на Озоне не выгодно. Дешевые товары имеет смысл размещать разве что в виде комплектов.
Стоимость дополнительных услуг маркетплейса
- При возврате товара Ozon вернет лишь 95% от комиссии, а оставшиеся 5% (минимум 15 рублей) площадка оставит себе. Это компенсация расходов по возвращению товарной позиции.
- Доставка на склад маркетплейса стоит 500-5485 рублей за европалет. Цена зависит от расстояния, на которое нужно вести груз.
- Стоимость обработки излишков – 100 рублей за единицу продукции. Не желательно завозить на склад Озона больше товаров, чем указано в документе УПД-2.
- Выезд курьера на склад предпринимателя стоит 1400 рублей.
- Цена утилизации – 20 рублей за товарную позицию.
Все расценки указаны без НДС.
Склады Озона
Несомненный плюс маркетплейса – разветвленная всероссийская сеть складов. Имеется 7 крупных логистических центров в европейской части России: в Краснодаре, Казани, Твери, Воронеже, Екатеринбурге, Хоругвино и Черной Грязи. Последний пункт работает только с крупногабаритными грузами. Еще есть новосибирский склад компании.
От месторасположения склада зависит география обслуживаемых покупателей. Например, товары, которые хранятся в Твери, жители Новосибирска на сайте не видят. Это нужно учитывать, размещая продукцию на Озоне.
Работа с контентом: добавление товаров
Добавлять товары можно несколькими способами:
1. Добавлять непосредственно на площадке через функционал добавления товара.
Заполняются все необходимые поля, добавляются фотографии, сохраняется и новый товар отправляется на модерацию. Если у вас много товаров, много однотипных товаров, у которых меняется только цвет или какая-то другая одна характеристика, то процесс добавления займет много времени. На Озоне нельзя добавить один товар с модификацией по цвету - каждый цвет товара - это разная карточка.
2. Скачать шаблон, заполнить поля в xls-файле и загрузить файл на платформу.
Этот способ самый удобный. Это позволит вам быстрее добавлять однотипные товары, работая в табличной программе локально на компьютере, а потом быстро подгрузить файл, который позволит создать сразу много карточек товара. Но, есть некоторые неудобства, которые надо учитывать:
- после загрузки файла все-равно нужно проходиться по каждой карточке товара и добавлять фотографии (есть способ автоматической загрузки, но он не для "простых людей" и требует специальных технических знаний,
- если у группы товаров вы хотите добавить одно и тоже видео, то его надо добавлять в отдельной вкладке, где каждый раз надо прописывать все артикулы и копировать туда код видео, помните об этом, каждый раз при редактировании эксель-файла не забывайте заглядывать во вкладку с видео и копировать артикулы и код видео,
- прежде чем загрузить по шаблону другую группу товаров, скачайте еще раз шаблон с Озона и работайте в нем, не работайте в ранее сохраненном шаблоне, ибо они его меняют и если вы поработаете в старой версией, потратите время зря, ибо такой файл не загрузится.
3. Создать копию уже размещенного ранее аналогичного товара.
Если ваш товар не уникален и другие магазины продают аналогичный продукт, вы можете скопировать у них эту карточку товара. Минус - если карточка товара оформлена не полноценно, с ошибками и неверными данными, вам все-равно придется потратить время на редакцию товара. Часто этот способ никак не экономит ваше время.
И это не вся работа. Масса времени будет занимать общение с покупателями, решение вопросов по доставке. Также необходимо ярко и оригинально оформить главную страницу магазина, добавлять баннеры, которые не забывать обновлять и актуализировать, участвовать в распродажах, чтобы быть заметнее среди других аналогичных магазинов + пользоваться рекламными возможностями площадки.
В целом, Озон - это не просто платформа для торговли, это целый мир, который потребует от вас новые навыки и массу времени, а взамен позволит получать прибыль от продажи.
Поэтому, если вы не готовы уделить достаточное время, запомнить все нюансы работы с прайс-площадкой и работать самостоятельно, то лучше обратиться к специалистам, которые будут делать это за вас.
Поверьте, работать с прайс-площадкой не так-то просто, как это кажется, несмотря на то, что на платформе размещен раздел помощи и есть техподдержка.
#ozon #озон #маркетплейсы #онлайн-торговля #ozon.ru