Самым дорогим и шикарным советским автомобилем без сомнения стала #Волга #ГАЗ 24. Рождался этот проект в больших муках. Ведь если посмотреть историю создания, то машина была готова встать на конвейер уже в 1967 году. Но планы руководства страны изменились, и ГАЗу, в первую очередь выполнявшему государственные оборонные заказы, была поставлена иная задача. Срочно начать выпуск столь необходимого армии #БТР-70. Нет "двадцатьчетверки" собирали по обходной технологии уже с 67-го. Но это были маленькие партии, на которых собственно говоря и проводились все испытания.
И вот 15 июля 1970 года в Горьком(Нижний Новгород) случился самый настоящий праздник. Началась настоящая, конвейерная жизнь, самого престижного из доступных, легкового автомобиля в СССР. А это значит, что с момента фактического создания до производства седан прождал долгих шесть лет. Но и тогда, в 70-х он был вполне на уровне. Это касалось и техники и дизайна и комфорта. ГАЗ 24, в отличие от ГАЗ 21 был технически более совершенным. Да, элементы подвески необходимо было по прежнему шприцевать(смазывать) , но в отличие от предшествующей модели ГАЗ 21, на ГАЗ 24 таких узлов осталось лишь девять(!), на двадцать первой их было 38. Динамические показатели тоже были вполне на уровне. Максимальная скорость 145 км/ч, разгон до сотни - 20 секунд. Да сегодня это кажется смешным, но в то время почти все машины аналогичного класса имели схожие характеристики. До 1977 года машина считалась шестиместной, передний диван был сплошным. Правда от третьего места можно было избавиться, и выложить удобный подлокотник. К 77-му в Волге появились ремни безопасности и автомашина получила два раздельных кресла в передней части. Машину два раза модернизировали, причем если первый рестайлинг(1977 год), назовем это так, закончился лишь появление раздельных кресел и ремней безопасности, то второй(1986) дал советским автомобилистам практически новую модель ГАЗ 24-10. Она лишилась хромированной решетки, но зато приобрела новую панель приборов, передние окна без форточек и утопленные в кузов ручки дверей. Все это хорошо и здорово. Но это только вступление.
На самом деле Волга ГАЗ 24 с ее "конским" ценником в 9150 рублей была недоступна 90 процентам населения огромной страны. Начнем того, что средняя зарплата в СССР 100-120 рублей, в Москве чуть больше 150, низкоквалифицированный труд оплачивался из расчете 80-90 рублей. Квалифицированный труд на крупных предприятиях конечно оплачивался более достойно, 300-400 рублей, впрочем чиновники получали столько же.
Выходит что при зарплате в 150 "рэ" нужно было не есть, не пить, а просто откладывать на покупку 61 месяц, ну или более пяти лет. Но, даже если вы имеете эту сумму, то прийти и купить Волгу было бы нельзя. Нельзя было просто написать заявление в местком с просьбой приобрести данный автомобиль.
Вот как покупали автомобили в СССР -
а так приобретались подержаны машины
Поскольку на него распространялись ограничения и квоты. Кому купить, а кому нет ГАЗ 24 решили уже даже не на уровне месткомов, а на уровне обкомов партии, не ниже. Я прекрасно помню ценники "черного" рынка. Там цена сначала доходила до 15, а потом и до 30 тысяч рублей. Но и тут, даже имея на руках эти деньги, просто купить автомобиль было нельзя. В тех же обкомах, горкомах партии были созданы специальные комиссии, которые по ходатайству ОБХСС (отдел по борьбе с расхитителями социалистической собственности) выяснили у счастливчика на какие такие доходы он совершил покупку. Формально доказать, что Волга куплена на нетрудовые доходы было почти нельзя. Но так работала система.
Цены на Волгу росли как дрожжах. В 79-м двадцатьчетверка стоит уже 9800, в 83 - 11200.
Как видите, средний, по всем характеристикам автомобиль, неожиданно превратился в нечто совершенно недоступное. Но при этом оставался желанным почти для любого мужчины #СCCP. Кто же виноват в том, что ГАЗ 24 стал автомобилем для избранных? Почему машине была уготована судьба "нелегала"? Или заводу не нужны были деньги?
Начну с последнего. Деньги заводу были нужны, но оборонные заказы стоили больше, да и закупки этих машин для министерств и ведомств, а так же такси, обеспечивали план. Что до всех граждан, которые по идее были равны, то были и те кто выглядел ровнее. И им то купить такой автомобиль сложности не представляло. Поэтому именно ГАЗ 24 стал прерогативой совестной "элиты" в виде приближённых к кормушке деятелей искусств, спортсменов, ударников производства и видных ученых. Рядом с ними катались на "волжанках" не всегда чистые на руку завмаги и другие темные личности. Помните в фильме "Калина красная" в герою Шукшина приезжают его бывшие подельники. Они то как раз и ездят на ГАЗ 24. Для всех остальных жителей страны Волга оставалась чем-то недоступным. Зато рекламные проспекты были красивыми. Я их прекрасно помню.
Когда же завод подготовил достойную замену ГАЗ 24 в виде #ГАЗ-3102, то быстро выяснилось, что этот автомобиль в свободную продажу никогда не поступит. Он по определению стал "министерским". Забавно, что при закупочной цене 4500 розничную стоимость данной модели еще в 1983 хотели установить на уровне 25 тысяч рублей. К счастью этого не произошло.
Можно ли сравнить Волгу ГАЗ 24 и Mercedes? Ответ тут