Найти в Дзене
Libertà

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЛАРИСЫ УДОВИЧЕНКО

О этой актрисе можно писать книгу, а не статью. Поэтому постараюсь периодически возвращаться к ее работам в кино. Не стану скрывать, что Лариса Удовиченко одна из любимых мною советских актрис. Не знаю провальных ролей у этой артистки, по-моему ей удавалось все, за что бралась. У Ларисы Ивановны амплуа более характерной героини, но и первые роли у не всегда удачны. Есть актрисы просто украшающие собой экран, как например Ирина Алферова, да простят меня ее поклонники. Лариса Удовиченко не просто красивая женщина, она в любую работу вкладывает свою индивидуальность. Эта актриса запомнилась мне с первой своей работы у С.А. Герасимова в фильме «Дочки-матери». Ее Галя неповторима, этакая флегматичная фея, умница, эгоистка, дитя Москвы. Однако речь пойдет не о этом фильме, а о небольшой работе над экранизацией поэмы Н.В Гоголя «Мертвые души». Удовиченко сыграла там роль Елизаветы Маниловой, Лизоньки, как называет ее муж. Казалось бы, что такое Манилова? О ней определенно трудно что-то сказат
Кадр из фильма "Мертвые души"
Кадр из фильма "Мертвые души"

О этой актрисе можно писать книгу, а не статью. Поэтому постараюсь периодически возвращаться к ее работам в кино. Не стану скрывать, что Лариса Удовиченко одна из любимых мною советских актрис.

Не знаю провальных ролей у этой артистки, по-моему ей удавалось все, за что бралась. У Ларисы Ивановны амплуа более характерной героини, но и первые роли у не всегда удачны.

Есть актрисы просто украшающие собой экран, как например Ирина Алферова, да простят меня ее поклонники. Лариса Удовиченко не просто красивая женщина, она в любую работу вкладывает свою индивидуальность.

Эта актриса запомнилась мне с первой своей работы у С.А. Герасимова в фильме «Дочки-матери». Ее Галя неповторима, этакая флегматичная фея, умница, эгоистка, дитя Москвы.

Однако речь пойдет не о этом фильме, а о небольшой работе над экранизацией поэмы Н.В Гоголя «Мертвые души». Удовиченко сыграла там роль Елизаветы Маниловой, Лизоньки, как называет ее муж.

Казалось бы, что такое Манилова? О ней определенно трудно что-то сказать - сплошные сюрпризы с поцелуями и больше ничего.

кадр из фильма
кадр из фильма

Читатель нигде не найдет характеристики этой героини. Сам Николай Васильевич говорит о ней весьма сдержанно. Но этих слов актрисе хватило для составления образа супруги помещика Манилова.

кадр из фильма
кадр из фильма

Огромной удачей этой экранизации стало то, что там присутствует автор. Он как раз и сказал устами Гоголя: «Не мешает однако сказать, что Манилова...но, признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить...»

Что-то такое хотел сказать Николай Васильевич о ленивой супруге ленивого помещика, что заметила актриса, но не стала сильно додумывать за автора «Мертвых душ». Это вам не современные экранизации, где Маниловы давно бы уже в постели валялись со всеми вытекающими подробностями. Не стану каркать, а то снимут еще это безобразие.

Так вот Удовиченко эту недосказанную фразу автора о ее героине взяла за основу и сделала свою Лизоньку чуть-чуть умнее мужа, чуть-чуть тоньше.

Ее Манилова всего лишь сделала небольшую гримасу, задавая вопрос Чичикову о том, какого он мнения о супруге полицмейстера.

кадр из фильма
кадр из фильма

Совершенно ясно, что она не такого уж теплого мнения об этой даме, как ее муж. Елизавета немного себе на уме, в отличие от супруга, полного простофили.

Еще один фрагмент. Чичиков изумлен рыданиями Манилова на тему «как хорошо иметь такого друга». Лизонька снисходительно поясняет гостю: «Ничего-ничего, все обойдется».

Эта женщина подобно Лариной знает и своего мужа, и как им управлять. Она любит Манилова, ленива, как и он, ее все устраивает в этой жизни.

Лизонька жена состоятельного помещика, она может не заботиться ни о чем, даже о воспитании детей. Достаточно поцелуев, положенных в ротик кусочков, муж счастлив, и она тоже.

Эту работу над небольшой ролью я бы назвала ювелирной. Ничего не добавлено, никакой отсебятины или сильных акцентов. Все почти неуловимо, но зритель уже видит живой образ Лизы Маниловой.