Найти тему
КнижнаЯ СонЯ

Другой Клайв Льюс, как оборотная сторона Луны

Клайв Стейплз Льюис – писатель, чье имя в историю литературы вошло вместе с изданием книжного цикла «Хроники Нарнии». Его знает не одно поколение читателей, но что, если я скажу, что он – больше, чем детский писатель? Будучи профессором в области филологии, Льюис также увлекался историей и теологией. Во многом знания именно из этих областей науки легли в основу сюжета не самой популярной книги «Мерзейшая мощь», о которой мы поговорим ниже. Произведение входит в Космическую трилогию, однако читать его можно и как нечто самостоятельное.

Портрет Клайва Льюиса, отца "Хроник Нарнии"
Портрет Клайва Льюиса, отца "Хроник Нарнии"

Обложки английского издания "Космической трилогии", крайняя справа - "Мерзейшая мощь"
Обложки английского издания "Космической трилогии", крайняя справа - "Мерзейшая мощь"

Как ни странно, эта книга была из тех, что по обложке можно выбрать с максимально низкой долей вероятности- не самое яркое описание (по краткому содержанию кажется, будто это очередной роман о взаимоотношениях внутри пары или роман о том, как некий главный герой Марк лишился привычного образа жизни), иллюстрация на обложке отсылает к каким-то средневековым романам в духе Айвенго или сказаниям о рыцарях Круглого стола (спойлер: косвенно свита короля Артура фигурирует в книге, хоть и не в основе развития событий). Да и название трудно назвать привлекательным, скорее отталкивающим, пугающим или тревожащим, но никак не привлекательным. Впрочем, все сомнения рассеиваются после прочтения первых глав.

Марк – центральная (как нам заявлено в аннотации) фигура в романе, при этом повествование ведется равномерно и пропорционально как о мужчине, ученом, работающим в одном из трех университетов в провинциальном английском городке, так и о женщине – Джейн, его супруге, которая владеет уникальной способностью видеть будущее во снах. Оба персонажа оказываются в совсем непростых условиях – Марк оказывается под влиянием «больших воротил науки» в лице ГНИИЛИ, стремящихся путем завуалированного под гуманизм беззакония совершить биологическую революцию (правда, на пути к высшей цели предполагается уничтожить человечество), а Джейн приходит к мудрости в виде группы духовно просвещенных под предводительством Ренсона, вникшего в тайны мироздания. Одна пара, одна история – примерно такие ожидания могут сформироваться у потенциального читателя, однако к истинному положению дел подобное мнение имеет весьма отдаленное положение. Напротив, в завязке мы имеем лишь типичную семью, где муж занят собственным продвижением по карьерной лестнице и приближением к избранным, элитарным слоям интеллектуального сообщества, супруга же, в свою очередь, занята домашним хозяйством. По мере развития сюжета для себя я сделала весьма неожиданный вывод. Мы привыкли, что в литературном произведении появляется лишь один центральный герой, остальные лишь второстепенные персонажи. Особенно в русской литературе ядром повествования очень часто оказывается именно мужчина, а вот Льюис, будучи представителем английской литературы, вдруг отходит от такого плана. Мне показалось, что все же в книге акцент смещен на женский образ, ведь в конечном счете Марк остается в живых благодаря Джейн.

Олег Вишняков, В.И.Ленин в Казанском университете, 1980. Картина идеально описывает один из эпизодов книги - заседание в ГНИИЛИ
Олег Вишняков, В.И.Ленин в Казанском университете, 1980. Картина идеально описывает один из эпизодов книги - заседание в ГНИИЛИ

Центральной мыслью, особенно актуальной в наши непростые времена, становится идея о месте человека в мире, влиянии науки на ход истории (при этом, Льюис утверждает, что история – вещь весьма субъективная, зачастую изменяемая, с чем невозможно поспорить). Попахивает отсылками к господству мировых элит, словах Билла Гейтса и ему подобных ребятах, вдохновленных концепциями, разделяемых на три направления. Первое – владение космосом (и тут мысли совсем не схожи с взглядами Брэдбери в «Марсианских хрониках»), вторая и третья связаны с нашей планетой – наличие слишком большого количества врагов (читаем в самом произведении – перенаселение и уничтожение ресурсов) и человек (стерилизация женщин, снижение рождаемости, классовое разделение на господ и низших). Ничего в сих «восхитительных, гуманных» мыслях не кажется вам знакомым? Можно не быть сторонником мирового заговора, но игнорировать ряд очевидных фактов, все более и более походящих не на цепь совпадений, а на четко спланированную цепь событий.

Если у Нила Геймана в «Американских богах» мифология стоит во главе угла, а мифические существа взаимодействуют в одном пространстве с людьми, то у Льюиса христианский Бог лишь воспринимается как надмировая материя, создавшая миропорядок с любовью, смирением и добродетелью, а языческие боги (греческий, римский и скандинавский пантеоны) появляются ближе к развязке, чтобы даровать людям освобождение от зла, порожденного развитием разума и сознания. Особого внимания заслуживает образ Венеры, богини любви. После уничтожения ГНИИЛИ (пока что одной выигранной битвы в войне со злом) она остается на Земле, поэтому все живые существа преисполняются нежностью и вожделением к своим половинкам. Как по мне, в этом есть некий посыл, что после любого уничтожения мир возрождается через страдания к высшему пониманию.

Олимпийские боги на вершине горы Олимп
Олимпийские боги на вершине горы Олимп

Автор книги увлекался теологией, христианской философией (в Великобритании не католическая вера, там исповедуют англиканство, введенное Генрихом VIII), поэтому каждая страница наполнена если не религиозными догматами, то отсылками, своеобразными аллюзиями на Библию, Евангелия и другие подобные клерикальные тексты. Лично мне показалось это интересным, и затруднительным для прочтения одновременно. Интересным философия вероучений становится, когда дает необычную трактовку обыденных вещей, а сложным для прочтения произведение становится потому, что лишь аудиторное меньшинство занималось изучением текстов религиозного содержания. Все это создает сложную антагонистически сложную смысловую пару (чего еще можно ожидать от филолога?), что притягивает и завораживает. Некоторые мысли совсем очевидны, зато некоторые заставляют размышлять, причем достаточно долго, например: «…многие грешат против послушания, ибо любят мало, а вы утратили любовь, греша против послушания» (наставления Рэнсона Джейн во время их первой беседы в главе VII).

-5

Словом, произведение тонкое, многогранное, как истинный бриллиант. В наши дни его актуальность возрастает в геометрической прогрессии, что связано с наличием темы отношений науки и человечества, но, вместе с тем, "Мерзейшая мощь" - книга, смысл которой не раскрывается сразу. Не пытайтесь быстро сделать выводы, они здесь неочевидны, дайте вину насытиться кислородом и обогатиться, ведь любое произведение мы воспринимаем через призму собственного опыта. Пускай мой взгляд не станет однозначным вердиктом, сделайте вывод сами, прочитав "Мерзейшую мощь". Каждая песчинка-секунда будет истинным наслаждением.

С вами была КнижнаЯ СонЯ, до новых встреч!

#книги #английская литература #классическая литература #фантастика #чтение #рецензия на книгу #мифология #актуально