Найти тему
Орская хроника

Как Орск стал городом больших огней и желтых акаций

В День города «ОХ» решила открыть для читателей Орск с необычной стороны, опираясь на воспоминания писателей и журналистов, либо родившихся здесь в прошлом веке, либо побывавших. Помогли нам в этом сотрудники Центральной городской библиотеки имени Горького Централизованной библиотечной системы Орска.

Деревянные домики Старого города, громадные корпуса никелевого комбината, дымящие трубы теплоэлектроцентрали, стройные ряды новых улиц и утопающий в зелени мясокомбинат. Таким в сороковых годах прошлого века увидел Орск с горы Преображенской журналист Борис Любимов, а уже в 1949-м была издана его книга «В устье Орь-реки», которая бережно хранится в Центральной библиотеке имени Горького.

Когда Любимов приехал в Чкалов (ныне Оренбург) и собрался в наш «захолустный уездный городок, считающийся самой отсталой частью Оренбургской губернии», старожилы его выбор поддержали, сказав, что «без Орска и его окрестностей трудно понять, что собой будет представлять область через несколько лет». И Орск послевоенный действительно вдохновил журналиста.

В свое время ссыльный поэт Тарас Шевченко, подъезжая к Орской крепости, тяготился одним лишь ее видом. Но перед Кобзарем тогда, в 1847 году, простирались бескрайние голые степи, а перед Любимовым – новые жилые кварталы и гиганты промышленной индустрии.

– Как обрадовался бы гениальный борец за справедливость тому, что здесь, в крепости, расцветает жизнь, свободная, счастливая, что вместо «мертвого молчания» здесь кипит созидательный труд людей, преображающих этот край! – написал Борис Любимов.

Когда он знакомился с природой и людьми нашего города, ему часто вспоминались слова одного архитектора о том, что «Орск мало посмотреть, увидеть и понять – его надо почувствовать». Это испытал на себе журналист, для которого Орск показался «городом больших огней».

– Орск можно назвать городом никеля. Но почему, собственно, никеля? – вопрошал Любимов. – Разве тяжелые механизмы с орской маркой, которые можно встретить на всех широтах и долготах нашей Родины – в металлургии и строительных трестах, на электростанциях и цементных заводах, – не дают права назвать Орск городом тяжелого машиностроения? Саратовский газ, поступающий в Москву, хранится в газгольдерах, сделанных в Орске, на реках Украины и Белоруссии сооружены мосты, изготовленные тут же, в устье реки Орь. Нет, вернее Орск – город стальных конструкций! Как определить профиль города, из которого поезда ежедневно увозят в различные уголки страны машины, медицинские препараты и копченые колбасы, нефтяные продукты и кобальт, цветной прокат и мясные консервы?

И далее продолжал:

– Многим могут поделиться, о многом могут рассказать приезжему человеку в этом многоликом городе. Но прежде всего обязательно вспомнят о желтой акации и пирамидальном тополе, о клене и цветах. О них будут говорить с таким же вдохновением, как о заводах и комбинатах.

А самыми одержимыми страстью к деревьям автор назвал работников мясокомбината, которые свой сад разбили в первый год Великой Отечественной войны. После напряженных дней на производстве, несмотря на усталость, люди брали в руки лопаты, лейки, саженцы желтой акации, клена, тополя и шли к свалке, чтобы превратить ее в цветущий парк…

Полный текст: https://hron.ru/news/read/67129