Почти каждая строительная и садовая техника оснащена сложными механизмами и двигателем, от которого зависит производительность работы. На мотор инструмента воздействует множество факторов, и для каждой детали нужно обеспечить защиту от перегрева, износа или коррозии. С этой задачей справляется смазочный материал. В данной статье мы попытаемся разобраться в видах жидкостей для техники и понять, какое масло в мотоблок и другие агрегаты лучше всего залить.
Двухтактный и четырёхтактный двигатель: в чём разница?
Зачастую строительная и садовая техника оснащена двигателем внутреннего сгорания. Среди них распространены двухтактные и четырёхтактные моторы. В общих чертах рабочий цикл можно описать так: цилиндр заполняется топливной смесью, затем она сжимается и воспламеняется, в результате чего газ внутри расширяется, и происходит процесс очистки от него. На ряд процессов влияет смазочный материал. Но прежде, чем купить моторное масло, важно разобраться, к какому виду относится двигатель инструмента.
Тактом двигателя внутреннего сгорания называют движение поршня в одном направлении. Рабочий цикл может осуществляться либо за один оборот коленчатого вала, что характерно для двухтактного двигателя, либо за два — как у четырёхтактного.
Со временем любая техника становится склонной к износу. Чтобы поршень в моторе шёл плавно и не снижал производительность всей работы, важно выбрать подходящий смазочный материал. Производители предлагают множество решений для увеличения срока эксплуатации оборудования, каждый вид масла для двигателя имеет свои достоинства и недостатки.
Моторное масло: классификация по составу
В первую очередь, смазочные материалы различаются по составу, от которого зависят текучесть, защитные и антикоррозийные свойства.
Техническая жидкость бывает:
- минеральной;
- полусинтетической;
- синтетической.
Минеральное масло для двигателя производят на основе нефтепродуктов. В состав входят щелочные и циклические парафины, циклановые (80%), ароматические (15%) и циклано-ароматические (5%) углеводороды. Смазочный материал данного типа используют преимущественно на старой технике, двигатели которой не рассчитаны на современные экологические нормы. Это обусловлено и низкой стабильностью базы, повышенным содержанием посторонних веществ.
Главное преимущество заключается в том, что минеральное масло для двигателя доступно по цене. Однако состав восприимчив к изменению температуры и склонен к окислению. Производители нередко добавляют в минеральное масло для двигателя присадки, которые снижают процент отложений на картере мотора.
Полусинтетическое масло для двигателя получают на минеральной основе с добавлением синтетических компонентов. Каждый производитель изготавливает смазочный материал по собственному рецепту, где процент содержания натуральных и искусственных веществ может различаться.
В каких-то составах преобладают синтетические компоненты, в других — минеральные. Полусинтетическое моторное масло отличается механической стабильностью, доступной ценой и высоким индексом вязкости.
Синтетический смазочный материал изготавливают искусственным путём посредством переработки нефти и природного газа. Такое моторное масло может включать в составе полиальфаолефин, сложные эфиры, углеводород, изопарафин, хлорные и фторидные компоненты, а также присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики. Данный вид технической жидкости устойчив к перепадам температуры и способен обеспечить полный расход топлива. Главный недостаток синтетического смазочного материала — высокая цена.
Масло для двухтактных двигателей: требования
Моторное масло различается не только по составу, но и по назначению: для двухтактных и четырёхтактных двигателей. У каждого типа мотора определённые требования к смазочному материалу.
Мастера рекомендуют купить масло для двухтактных двигателей, которое обладает:
- хорошей текучестью и вязкостью смазки;
- устойчивостью к изменениям температуры и возможностью эксплуатации при морозе;
- невосприимчивостью к процессам коррозии;
- способностью быстро смешиваться с топливом;
- возможностью полностью сгорать благодаря минимальному количеству золы.
Зачастую в двухтактные двигатели заливают смазочный материал марок 2T или TC-W3. Мастера рекомендуют купить моторное масло, ориентируясь на систему охлаждения устройства.
Смазочный материал 2T находит применение в механизмах с воздушным охлаждением. Это может быть газонокосилка, стационарная пила с цепной передачей, двухколесное транспортное средство.
Для двигателей с водяным охлаждением специалисты советуют купить моторное масло TC-W3.
В некоторых моторах отсутствуют технические решения для смазывания механизмов. Но это не значит, что оборудование не нуждается в тщательном уходе. Масло для двухтактных двигателей просто смешивается в нужной пропорции, согласно инструкции от производителя.
Но есть ещё другой способ, более сложный — горючее и смазка заливаются в отдельные баки, а смешивание происходит во впускном отделении, которое расположено между карбюратором и цилиндром. В данном случае, нужен не только бак и магистраль для подачи смазочного материала, но и плунжерный насос. Это обеспечивает порционную подачу масла для двухтактного двигателя.
Каким должно быть масло для четырёхтактного двигателя?
Более сложным механизмом работы отличается четырёхтактный двигатель. Масло для такого мотора должно отвечать более высоким требованиям. Это обусловлено тем, что мотор данного типа работает на повышенных температурных показателях. Кроме того, смазочный материал не смешивается с топливом и не попадает в камеру сгорания.
Чтобы качественно смазать четырёхтактный двигатель, масло должно обладать следующими особенностями:
- в составе смазочного материала 25% присадок;
- высокий индекс вязкости при различных показателях температуры;
- невосприимчивость к окисляющим реакциям.
Важно: производители указывают на этикетке или в инструкции, для какого типа двигателя предназначен смазочный материал. Масло для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением нельзя использовать на моторах с водяным охлаждением, поскольку составы сильно различаются.
Четырёхтактные двигатели нередко используются в строительной и садовой технике. Чтобы понять, какое масло в мотоблок лучше залить, обращают внимание на классификацию по SAE, где учитывается вязкость состава и допустимый диапазон температуры использования. Цифра перед буквой «W» обозначает показатель, при котором смазочный материал становится гуще. Число после данного обозначения отражает оптимальную температуру для работы мотора.
Чтобы правильно смазать четырёхтактный двигатель, масло советуют выбирать по сезону. Обусловлено это тем, что каждый состав по-разному реагирует на определённую температуру. Мастера рекомендуют купить моторное масло SAE30 и SAE40 для летнего сезона. Смазочный материал 5W30 специалисты предпочитают использовать в холодное время года. Такой выбор связан с тем, что масло для двигателя с низкой вязкостью быстро испаряется при повышенной температуре, а слишком густые составы на морозе могут спровоцировать проблемы с запуском четырёхтактного двигателя.
На вопрос о том, какое масло в мотоблок лучше залить, специалисты отвечают советом обратить внимание на рекомендации от производителя. Смазочный материал заменяют на горячем двигателе, то есть когда устройство проработало минимум 30 минут. То же самое касается техники, работающей на двухтактном моторе. Благодаря такому шагу, отработанный состав быстро вытечет в предусмотренную для этого ёмкость. После того, как остатки старого смазочного материала вытекут, можно заливать новое масло для двигателя. Предварительно для этого нужно закрыть нижний патрубок.
Объём нового масла для четырёхтактного двигателя должен быть идентичен слитому. Но если нет возможности произвести замер, мастера советуют обратить внимание на технический паспорт оборудования, в котором прописаны все значения. Как правило, техника замены смазочного материала также объясняется в инструкции к конкретным моделям.
О стандартах соответствия и присадках
Существует распространённое заблуждение, что двигатель портится из-за большого количества насадок в масле для двигателя. Однако это не так. Технологии производства смазочного материала постоянно совершенствуются. Так, в начале 1940-х годов использовалось масло для двигателя без присадок. За 10 с небольшим лет выяснилось, что обычного состава недостаточно. Со временем в техническую жидкость стали добавлять различные противоизносные компоненты, которые были придуманы специально для того, чтобы обеспечить мотору безопасную работу. Двигатели также оснащали новыми механизмами, и со временем перечень присадок расширился. В настоящее время в состав моторного масла могут входить более 20 соединений, предназначенных для повышения производительности и защиты двигателя.
Масло для двигателя изготавливают в соответствии с несколькими международными стандартами. Это касается вязкости, эксплуатационных характеристик и типа двигателя, для которого предназначен состав.
SAE J300 описывает индекс вязкости при различных температурах.
Стандарт API отражает эксплуатационные характеристики. Для бензиновых устройств используют маркировку SJ, SL, SM, SN, а для дизельных — CH-4, CI-4, CJ-4. Важно учитывать, что большая часть современных масел является универсальной и подходит для обоих типов двигателей. Но в случае, если состав специально предназначен для дизельного или бензинового мотора, данная разница фиксируется в API.
ACEA — европейский стандарт. Как правило, в инструкции указано, какая категория масел по данному стандарту соответствует конкретному двигателю. Поэтому перед тем, как купить моторное масло, важно обратить внимание на маркировку, так как определённым механизмам требуются специфические технические условия.
Где купить моторное масло?
В интернет-магазине Валлес представлен широкий ассортимент комплектующих для двигателей. Купить моторное масло по самой доступной цене можно на сайте Valles.ru или по телефону +7 (861) 241-08-80. Доставка действует по всему Краснодарскому краю и другим регионам России.