За что и справедлив ли такой мега-штраф?
В четверг 26 августа стало известно, что Booking.com в России получил от российской ФАС (Федеральной антимонопольной службы) штраф в размере 1,3 млрд руб.
Штраф выписан в рамках "дела о злоупотреблении монопольным положением".
Вот история вопроса:
- Изначально инициатором обращения по этому кейсу стала «Опора России». В декабре 2020 года она обратилась в ФАС от лица российских отельеров, недовольных политикой выплат Booking.com
- По мнению отельеров, политика сервиса в итоге приводит к росту налогов. Размер. ежемесячной комиссии, выплачиваемой игроками гостиничной отрасли в Booking.com, оценивается в 15-35%.
- Также нарекания вызвал документооборот и отчетная документация сервиса (только Счет и Акт), который в случае с российским законодательством недостаточна для полноценной бухгалтерской отчетности.
- Позицию отельеров тогда поддержали разработчики мобильных приложений (магазины приложений, через которых идет работа, самостоятельно списывают комиссию, включающую налог, доказать оплату которого налоговой невозможно).
- В итоге в декабре 2020 года ФАС вынесла решение против Booking.com.
Логика ФАС при вынесении решения тут такова:
- Согласно исследованиям, Booking.com занимает почти 80% российского рынка онлайн-бронирований.
- В результате чего сервис получил возможность навязывать невыгодные условия российским отельерам.
- ФАС посчитала, что Booking.com действительно злоупотребил своим доминирующим положением.
- И навязывает гостиницам, отелям, хостелам условия договор о необходимости соблюдения паритета цен и номеров, а также навязывает условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей.
В итоге ФАС постановила, что российские гостиницы действительно зависят от Booking.com, и "...любое действие платформы может оказывать прямое влияние, как на коммерческую деятельность гостиниц, так и на потребителей гостиничных услуг", – говорится в тексте решения ФАС.
(В декабре 2020 года РАЭК комментировала обращение "Опоры России" в ФАС (главный аналитик РАЭК Карен Казарян).
Дальнейшее развитие событий:
- Тогда же – в декабре 2020 – ФАС выдала Booking.com предписание об устранении нарушений, потребовав от компании исключить из договоров условия о паритете цен и условий предоставления услуг.
- До настоящего момента сервис не исполнил предписание.
- По итогам в августе 2021 года был выписан штраф в 1.3 млрд руб.
- Естественно, Booking.com B.V. планирует обжаловать решение ФАС в арбитражном суде Москвы (слушания запланированы на 30 августа 2021 года).
"Паритет цен": что это такое?
Ценовой паритет – равновесное соотношение цен на различные виды продукции, в данном случае на стоимость номера в отеле на заданные даты.
Согласно пункту "Паритет цен" в договоре с Booking.com, отель гарантирует, что
более низкая стоимость аналогичного номера с теми же датами заезда и условиями бронирования – не может быть найдена.
Соразмерен ли штраф степени "нарушения"?
Объявленный штраф в 1,3 млрд руб. – это 17.7 млн долларов США. То есть очень много даже по международным оценкам.
И очевидно, для российской доли Booking.com B.V – это весьма существенный объем денег, особенно в "пост-пандемийный год".
- Сможет ли компания оспорить решения регулятора?
- Как откорректируется ее политика в РФ?
- Поможет ли столь серьезный настрой ФАС отечественным аналогам Букинга?
Пока вопросов сильно больше, чем ответов...
Продолжаем наблюдать!
Больше PlugoNews:
telegram-канал @PlugoNews + zen.yandex.ru/plugotarenko + facebook.com/plugotarenko/ + www.plugotarenko.com
--- @PlugoNews