Найти тему
Natalia Szerebriakova

Вена life: Нижняя половина общества ничем не владеет, часть 1

Привет всем!

Всех интересует наше социальное положение или, проще, каковы наши финансовые возможности. Публикую интервью немецкого журнала taz.de с профессором политической социологии в Университете Йены Силке Ван Дайк, Ван Дайк исследует социальное неравенство. Статья называется "Социолог о социальной несправедливости: "Нижняя половина ничем не владеет" и публикуется с комментариями немецких читателей. По моему мнению именно комментарии читателей помогают понять социальную ситуацию в стране. Статья состоит из нескольких частей, читайте и следующие части.

"В последние десятилетия произошло перераспределение снизу вверх, - говорит социолог Силке Ван Дайк. - Продолжительность жизни также связана с классовой принадлежностью."

taz.de: Госпожа Ван Дайк, по шкале от нуля до десяти: Насколько социально справедлива Германия, если десять - крайне несправедлива?

Силке ван Дайк: Допустим, восемь. В нашем обществе это определенно несправедливо. Конечно, есть общества, которые еще более неравны, в которых вообще нет базового обеспечения, нет институциoнной пенсионной системы, которые вкладывают еще меньше денег в систему здравоохранения. Но если сравнивать с Европой, то в Германии один из самых больших низкооплачиваемых секторов и крайняя степень неравенства в благосостоянии.

taz.de: Люди с частной страховкой живут дольше, чем те, кто имеет государственную медицинскую страховку, государственные служащие дольше, чем рабочие. Имеет ли продолжительность жизни какое-либо отношение к социальному положению?

Силке ван Дайк: У нас очень специфическая для каждого класса продолжительность жизни. Разница особенно заметна среди мужчин. Если взять тех, кто зарабатывает менее 60% от среднего дохода, и сравнить с теми, кто имеет более 150% от среднего дохода, то разница составит почти 11 лет. Это самая экзистенциальная форма неравенства, которую только можно придумать. Пандемия короны также показала, что риск серьезно заболеть и умереть сильно коррелирует с доходом и классом.

taz.de: Каковы социальные последствия бедности?

Силке ван Дайк: Помимо повседневной жизни, характеризующейся отсутствием безопасности и меньшей продолжительностью жизни, бедность приводит к более низким возможностям получения образования и меньшему участию в политической жизни. У нас действует система, которая формально гарантирует политическое равенство, но сильно переплетена с системой социального неравенства. Это напряжение между политическим равенством и социальным неравенством является основной проблемой капиталистических обществ, которая особенно опасна для демократии, когда неравенство ярко выражено. Например, ни одна группа не представлена в немецком Бундестаге так малочисленно, как те, кто имеет аттестат об окончании средней школы. Явка на выборах людей, имеющих меньше экономических или образовательных ресурсов, также значительно ниже, что еще больше усиливает тот факт, что их проблемы имеют меньше шансов быть услышанными.

taz.de: Передается ли социальный статус по наследству?

Силке ван Дайк: Абсолютно. Что касается экономического капитала, то мы живем в обществе наследования, где большие состояния передаются следующему поколению. Это приводит к значительной концентрации богатства: 1% самых богатых владеет примерно одной третью богатства, а 10% самых богатых - почти двумя третьями. Но и остальное распределено неравномерно, потому что нижняя половина населения практически ничем не владеет.

Об этом положении многие не знают, потому что в повседневной жизни и в средствах массовой информации рассматривается более остро вопрос дохода, а не наследства. И это при том, что наследство почти не облагается налогом по сравнению с доходами; в среднем наследство из-за высоких налоговых льгот облагается налогом всего в 2%. На самом деле, мы живем в обществе, которое любят называть меритократией (принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов (например, как это предполагалось в СССР). Второе значение, более распространeнное, предполагает создание начальных условий для объективно одарeнных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции). Если отнестись к этому серьезно - хотя и без того есть за что критиковать, - то возникает вопрос: что это за система, которая так защищает унаследованное богатство?"

Продолжение следует... В следующей части обсуждаются предложения по структурному изменению собственности.

Хочу заметить, что, по мнению многих, меритократия в Австрии, например, приняла систему продвижения исключительно социально опекаемых групп (это ошибочно называют реабилитацией), часто не обдумывая, имеют ли эти группы качества, необходимые для целевого положения, или мы не совсем понимаем, какие качества желаемы от кандидата.

Желаю всем богатого наследства!

https://taz.de/Soziologin-ueber-soziale-Ungerechtigkeit/!5789872/

Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить "нравится" и записаться на мой канал!

https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd

Я пишу в форме дневника и каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!