Помню как в детстве отец рассказывал мне о Кунсткамере и том, какое впечатление она может оказать на неокрепшие умы. Уродцы в "пробирках", знаете ли, не очень вдохновляют...
Но тогда у мелкого меня сформировались какие-то загадочные представления об этом музее. Конечно же, очень хотелось своими глазами увидеть то, о чем всегда эмоционально рассказывают другие люди. Позже мне очень часто советовали сходить в Кунсткамеру. Но возможность такая выпала нескоро.
Недавно я все-таки добрался до Санкт-Петербурга и решил побывать в Кунсткамере. Купил билет в Музей антропологии и этнографии Петра Великого на сайте за 400 рублей. Хорошо, что я сделал именно так, потому что у входа в здание стояла очередь человек из 50, а я просто прошел по QR-коду.
Я специально ничего не изучал перед походом в музей, поэтому догадывался только по названию, что там меня ждут не только "заспиртованные" младенцы, но еще и много всего интересного о разных народах мира.
Оказалось, что зал с неприятными для взора биологическими экспонатами здесь лишь один, а весь остальной музей как раз представляет собой выставку предметов из разных культур. Ничего нового я там практически не увидел, чего нет, к примеру, в Историческом музее Москвы.
Единственный зал, который надолго удержал мое внимание – это зал посвященный путешествиям Николая Миклухо-Маклая. Оно и понятно, ведь я тоже люблю путешествовать и даже немного жалею о том, что в наше время это слишком легко и уже не несет большой ценности для науки.
К примеру, тогда было достижением привезти фотографии представителей различных племен Юго-Восточной Азии. Причем Миклухо-Маклай делал их не сам, а просто покупал у других. Но даже этим он внес большой вклад в науку.
А вот галерея уродов в банках меня разочаровала. Конечно, первые экспонаты я разглядывал с большим любопытством, теснясь с другими посетителями музея. Галерея, к слову, оказалась самой заполненной людьми.
Буквально 5 минут разглядываний детей в баночках мне хватило. Нет, у меня не возникало отвращения, но был вопрос: "Зачем?". Зачем так много практически одинаковых тел? Ладно бы там что-то разное было, но много повторяющихся отклонений. Углубляться в подробности не буду по понятным причинам.
Фотографировать всё это даже не хотелось, поэтому из музея у меня всего одно фото (самураи). Больше было интересно наблюдать за посетителями, которые очень горячо обсуждали экспонаты и с круглыми глазами вглядывались в них.
Как по мне, образовательная ценность галереи уродов минимальная, а популярность музея чересчур завышена именно из-за этого единственного зала.
Хотя, опять же, народ у нас впечатлительный. У некоторых действительно возникает буря эмоций от увиденного. Поэтому Кунсткамера всегда была и будет на слуху.
Психика так работает, что человеку нравится смотреть на чужое горе или уродство. Он получает внутреннее удовлетворение от того, что это произошло не с ним. Как бы примитивно это не звучало.
Ну а мне не понравилось. Есть куда более интересные и познавательные музеи в нашей стране! Хотя для галочки сходить однозначно стоило.