Найти тему
Екатерина Барагузина

Исповедь. А есть ли на самом деле в ней смысл?

Исповедь считается в христианстве одним из самых главных таинств, которые имеют благодатное влияние на душу человека. Но есть ли в нем смысл?

Изображение из  открытых источников
Изображение из открытых источников

В чем состоит суть исповеди?

Считается, что верующий должен признать свои грехи в присутствии духовного лица, которое потом эти грехи простит.

Но почему надо каяться в грехах перед священником? Если стыдно за определенный поступок, то человеку стоит прежде всего самому осознать это. Или, если действительно сильно виноват перед конкретным человеком - попросить прощение только у этого человека.

Зачем молить о прощении через кого-либо? Каяться и унижаться, чувствовать себя грешным? Ведь прежде всего, можно обратиться к своей совести, попробовать работать над собой, понять "а действительно ли, что я совершаю, так плохо, в чем была ошибка и так ли она страшна".

Еще вопрос о исповеди затрагивает проблему института посредничества. Почему, если нужно направить и показать путь обращаться к священнику? Ведь, если человек верующий, он может прежде всего напрямую обратиться к Богу, и облегчить душу, воплотив в своем порыве волнения, которые его гнетут, тревоги, которые не дают покоя.

Но не пойму, зачем каяться перед совершенно незнакомым человеком - священником? Ведь сами священники могут тоже совершить такой же поступок в прошлом и отнюдь не считать его чем-то плохим.

А церковнослужитель, который принимает исповедь, может и сам оказаться далеко не лучших моральных качеств.

Может быть, что слушая исповедь, священник вместо помощи начинает внушать чувство вины.

И вопрос еще в том, что считается грехом. Вполне возможно, то, в чем исповедуется человек - вовсе не грех, даже не проступок.

К примеру, грехом считается непокорство и своенравие. Но как можно назвать чем-то греховным, когда уже уставшие от тирании люди в средневековом государстве отказываются подчиняться прихотям тирана.

Или если человек слушает тяжелый рок (а это священники считают дьявольской музыкой), то зачем каяться в том, что он любит, к чему стремиться.

И зачем каяться в самонадеянности, если ты четко знаешь, что действительно лучше всех решишь задачу/напишешь книгу/ нарисуешь картину? Если есть осознание своих умений и понимание, к чему лежит талант.

Обязательная исповедь как способ заставить показать лояльность господствующему укладу

На четвертом Латеранском соборе было принято постановление, что верующие должны раз в год обязательно исповедоваться. Подумайте, не пожеланию, а обязательно идти к священнику и рассказывать о "грехах".

А если вспомнить, когда этот указ вышел? В 1215 году, в эпоху средневековья, когда уклониться от постановлений церкви было чревато отнюдь не загробными карами, но ужасными мучениями в земной жизни.

И что еще случилось на том самом Четвертом Латеранском Соборе, кроме установления обязательной исповеди? А на этом соборе приняли целый свод законов инквизиции - семьдесят указов о преследовании еретиков.

Исповедь была средством контроля над людьми и принуждения их следовать линии, установленной церковью
Исповедь была средством контроля над людьми и принуждения их следовать линии, установленной церковью

Констанцский Собор, на котором приговорили к казни Яна Гуса и его сподвижника Иеронима Пражского, закрепил постановления Четвертого Латеранского Собора.

А на Тридентском Соборе, посвященному борьбе с идеями Реформации и укреплению власти Пап Римских, властолюбивые церковные иерархи объявили таинство исповеди божественным законом.

Так что, очевидно, что постановления об обязательной исповеди были связаны с укреплением доминирования религии как авторитарной системы, не имеющей ничего общего с гуманизмом. Священнослужители играли роль надзирателей ,которые должны были осуществлять контроль за прихожанами под предлогами борьбы с ересью и доносить на подозреваемых или открыто обвиненных в вероотступничестве. А о именах и действиях людей очень часто становилось известным именно на исповеди.

Складывается впечатление, что таинство исповеди служило своеобразным показателем лояльности господствующей церкви и властям.

Множество раз в истории человек ходил на исповедь даже не по своему желанию, а по давящим на него обычаям, поддавшись словам "если не на исповеди, значит не будет христианского погребения".

Или же, из страха перед земными наказанием, как индейцы в период насильственного крещения испанцами. За посещением исповеди коренными жителями Америки следили иезуиты, а за "провинности" следовали реальные кары. Понятно, что исповедь в данном случае служила выражением покорности завоевателям, которые навязывали свою религию.

Иллюстрация из открытых источников. Исповедь была способом проверки на "лояльность" церкви и новым господам
Иллюстрация из открытых источников. Исповедь была способом проверки на "лояльность" церкви и новым господам

Получается, заставляя ходить на исповедь у человека выведывали о его мыслях. Церковные и светские власти стремились следить за тем, не думает ли человек в их понимании крамольно о клире, и насколько в соответствии с официальной линией церкви верит. Это попытка установить своеобразный контроль за мыслями (который, как известно, на самом деле установить и невозможно).

Совесть человека постановлениями об обязательной исповеди хотели загнать в жесткие рамки, подчинить стесняющим правилам церковного устава.

Использование исповеди в своих интересах

Исповедь многие церковнослужители, особенно в средневековье использовали в своих целях. Убил? Исповедовался и творит дальше зло. Присвоил награбленное? Исповедовался и повторил тоже самое еще. И так бесчисленное количество раз.

Исповедь для них превращалась в формальный ритуал, который не имел ничего общего с улучшением в плане человечности.

Для них это было очень удобно. Покаялся в грехах, рассказал "я, такой негодный крал, обманывал, подставлял людей, делал гадости" - и пошел спать спокойно. Без всякого зазрения совести. Ведь можно сказать, что все это было продуманным способом совесть усыпить.

Сама обстановка исповеди, особенно когда священник упрекает в грехах и выспрашивает тайны, создает неудобное положения для человека. Если человек исповедоваться сам не хочет, а подтолкнут к ней давящими на него обычаями, и угрозами со стороны властей, как во времена неограниченной власти церкви - то это насилие над совестью и требование человека соответствовать заведенному шаблону поведения.

Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!