В разные исторические периоды развития общества более старшее поколение с трудом воспринимало ценности и образ жизни молодых людей. Это мнение можно выразить одним кратким выражением, которое принадлежит Цицерону «О времена! О нравы!».
За последние 40 лет произошли большие изменения. Техническая революция достигла небывалых высот: появилось большое количество гаджетов, облегчающих жизнь, практикуется космический туризм, внедряются автопилотные автомобили. Искусственный интеллект постепенно заполняет все сферы деятельности человека.
При такой эволюции возникают предположения, что должен измениться в лучшую сторону и сам человек. Но здесь наблюдается обратное явление. Изобилие красивых и полезных вещей, «умных» предметов не привело к разумному приобретению и работе над духовным развитием, а вылилось в жажду потребления.
Информация о развлечениях, новинках, уникальных товарах, о которых неустанно твердит реклама с огромных баннеров и из любого динамика, входит в кровь и плоть молодёжи. Нарастающую популярность в последнее время приобрела философия гедонизма, в которой высшей ценностью считается удовольствие.
На второй план ушли представления о чести, достоинстве, верности, традициях. Для современного юноши или девушки важно обладать чем-либо значимым, чтобы доказать свой статус и состоятельность: одеждой, машиной, драгоценностями от ведущих брендов, последними моделями iPhone. Вещи определяют сознание.
Если бы данные предметы приобретались в результате собственного труда, ситуация не была бы столь критической. Были бы налицо планы и цели, этапы достижения и заслуженная покупка.
Но молодые люди пропивают в модных клубах родительские деньги и рассекают по широким проспектам на отцовских автомобилях. Не представляя собой самостоятельную финансовую и личностную единицу, мужчины живут за счёт родителей. Они не стремятся заводить собственную семью и брать ответственность за других людей.
Не отстают от них и девушки, придерживаясь идеи феминизма, не желают заводить детей и хотят, как можно дольше, жить для себя. Их не пугают перспективы остаться бездетными, ведь есть широко рекламируемые варианты суррогатного материнства и эко-оплодотворения.
Такое понятие, как семья начинает разрушаться. И если раньше влюблённые в представлении окружающих воспринимались, как «жених и невеста» с намёком на перспективу ячейки общества, то теперь молодых людей именуют парой или партнёрами.
Свобода нравов достигла невероятных размахов: «унисекс» стирает все границы между мужским и женским началом. Людям, придерживающимся традиционных взглядов, трудно найти вторую половину. На них навешивают ярлыки безнадёжно отсталых анахронистов.
Развод воспринимается как обычное явление. Мужчины и женщины перестали ценить отношения и не хотят в них вкладываться. Вложиться, значит, трудиться, а девиз эпохи – получать. Но если умение идти на компромисс не выработать в имеющемся союзе, существует риск в следующем прийти к аналогичному сценарию. Каков будет итог?
Скоростной бег по удовольствиям и необременительным отношениям неизбежно приводит к одиночеству. Рано или поздно наступит осознание происходящего, что жизнь ущербна без искренних друзей, надёжной семьи, детей – естественного продолжения рода. К этому выводу приходят многие. Хорошо, если озарение снизойдёт на этапе, когда можно всё изменить. И совсем печально, когда времени на работу над ошибками не остаётся, ведь жизнь так коротка…