Найти тему
ВТБ Страна

Секрет «Незнакомки»: кто стал прототипом знаменитого женского портрета?

«Неизвестная» кисти Ивана Крамского — один из самых узнаваемых женских портретов в русском искусстве XIX века. Долгое время фрагмент именно этой картины печатался на билетах в Третьяковскую галерею. Но кто на самом деле прячется за этим образом? Художник оставил вопросы, точного ответа на которые нет до сих пор.

Русский живописец Иван Крамской, 1885 год © РИА Новости
Русский живописец Иван Крамской, 1885 год © РИА Новости

Один из идеологов реализма в живописи и лидер Товарищества передвижных выставок Иван Николаевич Крамской —художник-новатор. Он никогда не боялся высказывать мнение, даже если оно шло вразрез с общественным. Такой жизненной позицией и был обусловлен его уход из Академии художеств. Самые яркие студенты, обладатели малых золотых медалей, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины по новым правилам, на выбранный Советом Академии сюжет. Они хотели творить, а не заниматься ремеслом на заказ. Но Совет их инициативу не поддержал и четырнадцать выпускников, выражая протест, покинули стены учебного заведения 9 ноября 1863 года, по сути, накануне сдачи дипломного проекта. Их судьба сложилась по-разному, но многие остались в истории искусства. Крамской стал одним из лидеров Петербургской артели художников, а затем Товарищества передвижных выставок. Неудивительно, что кисти именно этого автора принадлежит знаменитая «Неизвестная».

В день премьеры картины произошел скандал. По некоторым источникам, публика очередной выставки передвижников разделилась на два лагеря. Одни, пораженные красотой героини Крамского, подхватили художника и понесли на руках, требуя назвать имя таинственной девушки. Другие испытали чувство неловкости и стыда, увидев картину: она показалась им совершенно неприличной.

«Неизвестная», Иван Крамской, 1883 год © Третьяковская галерея
«Неизвестная», Иван Крамской, 1883 год © Третьяковская галерея

Дело в том, что по правилам этикета того времени девушка не могла путешествовать в открытом экипаже одна — допускалось или сопровождение старшей женщины, или мужчины, члена семьи. Кроме того, бросается в глаза роскошный наряд героини: бархатная шляпка с подвитым страусиным пером, пальто из такой же ткани, украшенное соболем, элегантная муфта, перчатки из тончайшей кожи и золотые браслеты. Это не типичный образ, слишком яркий для этого периода. Экономическая ситуация в стране в начале 1880-х годов спровоцировала смену вектора в моде — покупки роскошных вещей остались в прошлом. Хорошим вкусом считался наряд не по последней, а по предпоследней парижской моде. А у «Неизвестной» все напоказ и наперекор установленным негласным правилам!

Крамской не дал ответа на вопрос, так взволновавший публику: кто же явился прототипом его героини? Но, тем не менее, есть несколько предположений, заслуживающих внимания.

Некоторые из приближенного круга художника говорили о сходстве «Неизвестной» с дочерью художника Софьей и племянницей Людмилой. Но, зная трепетное отношение Крамского к семье, эти предположения, скорее всего, беспочвенны.

«Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника». Иван Крамской, 1882 год © Русский музей
«Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника». Иван Крамской, 1882 год © Русский музей

История еще одной предполагаемой модели для «Незнакомки» кажется более реалистичной и по прототипу героини, и по сюжету. Матрена Савишна — горничная у тетки Бестужева, приятеля Крамского, была похожа на «Незнакомку». Бестужеву приглянулась черноволосая девушка, и он взял ее в жены. Однажды, когда Крамской был у них в доме с визитом, в коляске явилась с прогулки Матрена и рассказала, что видела ту самую тетку Бестужева, которой раньше прислуживала. На вопрос, говорила ли она с ней, Матрена надменно ответила, что и здороваться не стала.

Но чаще всего при упоминании «Неизвестной» искусствоведы вспоминают самую трагичную историю, которую также знал Иван Крамской.

Варвара Ильинична Туркестанова, Пьетро Росси, 1810 год
Варвара Ильинична Туркестанова, Пьетро Росси, 1810 год

Варвара Туркестанова (из древнего рода Туркистанешвили) — красивая и образованная женщина своего времени, фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра I. Параллельно с любовной связью с императором княгиня влюбилась в 24-летнего князя Владимира Голицына. Ходили слухи, будто бы князь заключил пари, что любыми способами добьется расположения княгини. Когда женщина забеременела и родила дочку, стали говорить, что ребенок незамужней фрейлины от императора. При дворе разразился скандал, и, не выдержав сплетен, Варвара Ильинична приняла яд, который действовал в течение двух недель, мучительно убивая женщину. Смерть фрейлины императрицы потрясла весь высший свет. Родившейся дочке дали фамилию Голицына, она воспитывалась в этой семье.

Кем бы ни была эта девушка, гордо смотрящая на нас с портрета, ее образ мало кого может оставить равнодушным. Кого-то восхищает ее красота и сила, кто-то не терпит ее за надменный взгляд, но главное, что Крамской решил задачу художника — создал первый социальный портрет личности, готовой бросить вызов обществу и заявить о себе.

Справка:

Значительная часть работ Ивана Крамского находятся в постоянных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея, с которыми банк ВТБ связывают многолетние партнерские отношения. Ежегодно при поддержке ВТБ всемирно известные музеи проводят знаковые выставки работ русских и зарубежных художников.