«Неизвестная» кисти Ивана Крамского — один из самых узнаваемых женских портретов в русском искусстве XIX века. Долгое время фрагмент именно этой картины печатался на билетах в Третьяковскую галерею. Но кто на самом деле прячется за этим образом? Художник оставил вопросы, точного ответа на которые нет до сих пор.
Один из идеологов реализма в живописи и лидер Товарищества передвижных выставок Иван Николаевич Крамской —художник-новатор. Он никогда не боялся высказывать мнение, даже если оно шло вразрез с общественным. Такой жизненной позицией и был обусловлен его уход из Академии художеств. Самые яркие студенты, обладатели малых золотых медалей, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины по новым правилам, на выбранный Советом Академии сюжет. Они хотели творить, а не заниматься ремеслом на заказ. Но Совет их инициативу не поддержал и четырнадцать выпускников, выражая протест, покинули стены учебного заведения 9 ноября 1863 года, по сути, накануне сдачи дипломного проекта. Их судьба сложилась по-разному, но многие остались в истории искусства. Крамской стал одним из лидеров Петербургской артели художников, а затем Товарищества передвижных выставок. Неудивительно, что кисти именно этого автора принадлежит знаменитая «Неизвестная».
В день премьеры картины произошел скандал. По некоторым источникам, публика очередной выставки передвижников разделилась на два лагеря. Одни, пораженные красотой героини Крамского, подхватили художника и понесли на руках, требуя назвать имя таинственной девушки. Другие испытали чувство неловкости и стыда, увидев картину: она показалась им совершенно неприличной.
Дело в том, что по правилам этикета того времени девушка не могла путешествовать в открытом экипаже одна — допускалось или сопровождение старшей женщины, или мужчины, члена семьи. Кроме того, бросается в глаза роскошный наряд героини: бархатная шляпка с подвитым страусиным пером, пальто из такой же ткани, украшенное соболем, элегантная муфта, перчатки из тончайшей кожи и золотые браслеты. Это не типичный образ, слишком яркий для этого периода. Экономическая ситуация в стране в начале 1880-х годов спровоцировала смену вектора в моде — покупки роскошных вещей остались в прошлом. Хорошим вкусом считался наряд не по последней, а по предпоследней парижской моде. А у «Неизвестной» все напоказ и наперекор установленным негласным правилам!
Крамской не дал ответа на вопрос, так взволновавший публику: кто же явился прототипом его героини? Но, тем не менее, есть несколько предположений, заслуживающих внимания.
Некоторые из приближенного круга художника говорили о сходстве «Неизвестной» с дочерью художника Софьей и племянницей Людмилой. Но, зная трепетное отношение Крамского к семье, эти предположения, скорее всего, беспочвенны.
История еще одной предполагаемой модели для «Незнакомки» кажется более реалистичной и по прототипу героини, и по сюжету. Матрена Савишна — горничная у тетки Бестужева, приятеля Крамского, была похожа на «Незнакомку». Бестужеву приглянулась черноволосая девушка, и он взял ее в жены. Однажды, когда Крамской был у них в доме с визитом, в коляске явилась с прогулки Матрена и рассказала, что видела ту самую тетку Бестужева, которой раньше прислуживала. На вопрос, говорила ли она с ней, Матрена надменно ответила, что и здороваться не стала.
Но чаще всего при упоминании «Неизвестной» искусствоведы вспоминают самую трагичную историю, которую также знал Иван Крамской.
Варвара Туркестанова (из древнего рода Туркистанешвили) — красивая и образованная женщина своего времени, фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра I. Параллельно с любовной связью с императором княгиня влюбилась в 24-летнего князя Владимира Голицына. Ходили слухи, будто бы князь заключил пари, что любыми способами добьется расположения княгини. Когда женщина забеременела и родила дочку, стали говорить, что ребенок незамужней фрейлины от императора. При дворе разразился скандал, и, не выдержав сплетен, Варвара Ильинична приняла яд, который действовал в течение двух недель, мучительно убивая женщину. Смерть фрейлины императрицы потрясла весь высший свет. Родившейся дочке дали фамилию Голицына, она воспитывалась в этой семье.
Кем бы ни была эта девушка, гордо смотрящая на нас с портрета, ее образ мало кого может оставить равнодушным. Кого-то восхищает ее красота и сила, кто-то не терпит ее за надменный взгляд, но главное, что Крамской решил задачу художника — создал первый социальный портрет личности, готовой бросить вызов обществу и заявить о себе.
Справка:
Значительная часть работ Ивана Крамского находятся в постоянных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея, с которыми банк ВТБ связывают многолетние партнерские отношения. Ежегодно при поддержке ВТБ всемирно известные музеи проводят знаковые выставки работ русских и зарубежных художников.