Найти тему

Как менялись внешность и характер принцесс Диснея за последние 80 лет?

Оглавление

Недавно у меня спросили, почему я не люблю делать косплеи принцесс Диснея, ведь образы узнаваемые, и они могут принести мне много славы в косплей-сообществе. И тут я задумалась: действительно, почему?

Наверное, единственную принцессу, которую я когда-либо делала - это Белоснежка. Я решила пофантазировать, кем бы она была в современном мире? Конечно же, блогером или иной какой-то известной публичной личностью, может даже рок-звездой, которая сама решает свои проблемы, волевая, пробивная и сильная духом девушка. Она выглядит так, как хочет, и занимается любимым делом!

Коллаж автора
Коллаж автора

Как менялись принцессы Диснея и их желания? 40-е годы

Первый полнометражный анимационный фильм от студии Disney, выпущен 21 декабря 1937 - "Белоснежка и семь гномов". Все мы хоть немного слышали про эту сказку. Принцесса в раннем возрасте лишается матери, а её отец женится вновь. Мачеха не жалует свою падчерицу, а потом и вовсе бедняжке приходится скрываться в лесу. Дальше историю мы знаем: принцесса становится кухаркой, посудомойкой и прачкой у 7 мини-мужчин, которые не в состоянии держать свой домик в чистоте и порядке. Конечно, такое бытовое обслуживание all-inclusive нравится гномам, поэтому они разрешают сиротке пожить у них.

Далее идёт череда событий с отравленным яблоком и хрустальной опочивальней, а также внезапно появляется влюблённый принц. Счастливый конец! Это основная причина, почему большинство классических принцесс мне в их первоначальном виде не нравятся. Беспомощные и услужливые, проблемы которых способен решить только принц на белом коне с собственным замком. Зато платье и каблучки - основа образа, а свадьба - логический конец истории. Что потом? Всё теряет смысл, ведь жили они долго и счастливо.

Фото автора
Фото автора

50-е годы

События 41-45гг. никак не влияют на независимость и волевую силу женских персонажей, и в 1950-м мы видим на экранах "Золушку". Экранизация по мотивам одноимённой сказки 1697 года даже не меняется в своей основной линии повествования, лишь снижается возрастной ценз за счёт более мягких сцен наказания злых персонажей. И вновь, в главных ролях - осиротевшая девушка "голубых" кровей, которой приходится выполнять самую грязную и тяжёлую работу под надзором мачехи.

Вы заметили, что студия Disney в принципе почти всегда лишает принцесс родителей или одного из них, чаще матери? Чаще всего героиня не имеет контакта с женской мудростью и воспитывается либо мачехой, либо безучастным отцом. В "Золушке" есть хотя бы Фея Крёстная, которая всё делает за аморфную принцессу. Хотела ли она на бал? Сомнительно, ведь 90% времени она работала и разговаривала с мышами.

С помощью Крёстной Феи Золушка попадает на бал, очаровывает принца своей красотой, теряет туфельку и скрывается в ночи верхом на тыкве. Конечно, любовь с первого взгляда вскруживает голову принцу, и он отправляется искать свою ненаглядную. Можно ли полюбить человека в паре танцев? Конечно нет! Неудивительно, что он даже не помнит лица своей суженой, а поэтому мы долгое время наблюдем за цирком с примеркой обуви. Золушка не очаровала принца своим интеллектом, нобелевской премией по физике, мудростью или доброй душой настоящего мецената, лишь милое личико и маленькие ножки. Её основная функция после свадьбы - красиво носить платье.

60-е годы

В детстве я очень любила Аврору из "Спящей красавицы" 1959-го года, но с возрастом приходит понимание всей глубины истории и не самого детского подтекста.

Официальный постер мультфильма
Официальный постер мультфильма

В оригинале принц и вовсе не самым красивым образом поступает со спящей бедняжкой, поэтому яд веретена из пальца Авроры высасывает голодный младенец. Новая версия сказки более целомудренна, но это не делает её хорошей историей. Колдунья Малефисента, обидевшись на правящую династию, наложила на новорождённую принцессу проклятие. Одна из фей смягчила его, и принцессе было суждено впасть в "кому" в 16 лет из-за неосторожного обращения с ткацкими принадлежностями. Лишь поцелуй истинной любви сможет пробудить её. "Отец года" снимает с себя ответственность в заботе о дочери и ссылает её в сельскую глушь с феями-няньками. Кто-то даже подсчитал, что 75% экранного времени принцесса просто спит. Далее - принц, внезапная любовь, наказание злодея, жили долго и счастливо.

80-90-е годы

"Русалочка" Ариэль 1989 года стала последней каплей в море моего терпения. Здесь принцесса морского царя продаёт свой голос, бросает семью ради любви какого-то там принца и парочки красивых ног. Спасибо, что здесь Ариэль не просто любительница уборки или барышня-крестьянка, у неё есть хоть какие-то хобби и амбиции. Так, принцесса собирает коллекцию человеческих вещей и грезит о мире людей. "Отец года" вскоре уничтожает все любимые вещицы своей дочери под предлогом защиты. А вдруг вилкой в глаз попадёт, бедняжка? Но русалочка в мультфильме не только имеет свой характер, спорные желания, но и силу: спасает принца Эрика во время шторма, с этого момента и начинается их любовная история. Далее - классический boss-fight с ведьмой Урсулой, и жили долго и счастливо. А вы заметили, что чаще всего в качестве главного злодея в старых мультфильмах Диснея - внешне отталкивающие и властные женские персонажи?

"Красавица и Чудовище" 1991 года напоминает мне старую русскую сказку Аленький цветочек. Здесь лёд тронулся, хоть и частично. Красавица Белль отказывается выйти замуж за местного завидного жениха Гастона, эталона маскулинности. Она предпочитает книги, поэтому многие считают её городской чудачкой. Очередной "отец года" оставляет свою дочь в качестве выкупа у местного чудовища, который даже вилку в лапе не умеет держать, живёт в роскошном замке, но в пыли и запустении. Простим этого персонажа, у него же лапки.

Для меня "Красавица и чудовище" - эталон оправдания абьюзивных отношений и развивающегося стокгольмского синдрома. Белль буквально находится в заложниках и терпит постоянные нервные срывы своего надзирателя. Девочки, вырастающие на таких мультиках, терпят самый неудачный брак во имя любви и сострадания. А, ещё "красоты внутри", всячески оправдывая любые зверства. Пышная свадьба и "жили долго и счастливо" в логическом завершении.

Официальный постер мультфильма
Официальный постер мультфильма

"Аладдин" 1992 года даже не про принцессу Жасмин, а про вора с багдадского рынка. Девушка в голубом - лишь часть декораций в этом мультфильме, как девушка Джеймса Бонда, спасающего мир. В конце концов она является "кошельком" для нашего героя - добрый султан отменяет старый закон о возможности брака принцессы только с представителем знатного рода, что позволяет паре обрести счастье. О том, как бывший воришка будет управлять целой страной без образования - здесь ни слова. Действительно, принцесса же не справилась бы одна с такой важной гос.должностью, к которой её готовили с детства?

"Покахонтас" (1995) и "Мулан" (1998) вместе с принцессой Жасмин первые принцессы - не белые девушки, представительницы иной культуры. Пусть сейчас модно говорить о культурной апроприации в этих мультфильмах (использование узнаваемых частей чужой культуры представителями другой культуры), эти две принцессы - сильные и волевые женщины, имеющие собственную миссию и сражающиеся наравне с мужчинами за свободу и независимость. Авторы впервые отказались от традиционного хеппи-энда в Покахонтас: в финале влюблённые расстаются. Мулан и вовсе спасает целый Китай, однако стоит уделить внимание факту, что создатели создают спорный контраст между мужскими и женскими персонажами. Так, мужчины постоянно дерутся, думают только о женщинах и еде, не отличаются высоким интеллектом. Мне кажется, это совершенно лишнее, ведь даже серьёзный и властный капитан Ли Шанг не способен затмить поступки главной героини. Также я не понимаю включение эпизода про неудачное сватовство главной героини - мы не видим, что она не хочет замуж, наоборот, она старается выйти замуж, чтобы принести почёт своей семье.

00-е и 10-е годы

В мультфильме "Принцесса и лягушка" мы впервые видим принцессу-афроамериканку, у которой есть собственная мечта об открытии бизнеса. Хоть эта принцесса и не популярна, мне она очень нравится своим пробивным характером и наличием хоть какой-то цели в жизни, кроме удачной женитьбы. Фактически, Тиана - официантка, после Мулан это вторая "принцесса" Дисней, которая не имеет титула от рождения. Всё хорошее впечатление от персонажа портится в момент, когда Тиана целует заколдованного принца в обмен на деньги для открытия ресторана. Ничего не напоминает? В конце фильма Тиана и принц Навин играют свадьбу и открывают совместный ресторан. Тиана не справилась бы одна?

Фото автора
Фото автора

К более поздним принцессам "Рапунцель" (2010), "Храбрая сердцем" (2012, Мерида) и "Моана" (2016) - у меня меньше всего вопросов. Более 70 лет анимации превратили принцесс из девушек с функцией бытового обслуживания и перманентным желанием удачно выйти замуж - в сильных и независимых женщин со своими стремлениями и желаниями. И мне кажется, подобная тенденция будет продолжаться. Мерида и вовсе не стремится выйти замуж, имеет весьма "неженские" занятия и лучше многих мужчин стреляет из лука. Основа мультфильма - взаимоотношения между матерью и дочерью, а также борьба Мериды за независимость и возможность в будущем править самостоятельно, как королева.

Мы рассмотрели всех официальных принцесс, в неофициальных - мы увидим ту же трансформацию. Ни в "Храбрая сердцем", ни в "Моане" нет привычной всем истории любви и желания найти мужа, и это прекрасно.

Я считаю, что жизнь девушки не должна ограничиваться единственным желанием удачно выйти замуж и построить семью, сидеть дома и мыть тарелки. Мультфильмы должны учить нас вовсе не этому! Главное - дружба и тёплые отношения с родителями, мир во всём мире, личные желания и мечты. И я рада, что студия Disney идёт по верному пути, отвечающему актуальной повестке.

Истории видоизменяются, меняются главные герои и мотивация злодеев, мы видим их предыстория. Мир не делится на белое и чёрное, на добро и зло - и мы должны учить этому детей с раннего возраста. "Малефисенту" мы уже видели, интересно, будет ли сольник по "Урсуле" и почему она стала такой?

Я почти уверена, что скоро мы увидим какую-то принцессу Дисней в plus-size размере или с цветными волосами, пирсингом. А вы как считаете? Пока что таким образом поступила лишь одна студия, Dreamworks, показав нам, какой может быть принцесса, которая не ждёт спасения в башне и принца на белом коне - Фиона из "Шрека".

Спасибо за прочтение! Какая принцесса Диснея вам больше всех нравится?