В заключительной части интервью с заместителем генерального директора группы компаний «Белёвская пастильная мануфактура» Натальей Шавель «ВЭДсовет» поинтересовался этапами сертификации, которые проходят русские сладости, прежде чем попасть за рубеж, внедрением международных стандартов на производстве, а также о непростой логистической составляющей в новых реалиях.
Первая часть интервью
Вторая часть интервью
По опыту экспортёров, огромный пласт работы — сертификация. Не могу не спросить вас об этом опыте.
— Это правда серьезно. Для экспорта нужны и сертификат, и специальная экспортная документация, и стандарты пищевой безопасности, внедрённые на производстве.
Правила и лабораторные исследования везде разные, для каждой страны мы проходим их отдельно.
Без сертификации не получится поставить продукцию на полки магазинов.
В любом случае сертификация ISO, HACCP — обязательные требования выхода с пищевой продукцией за рубеж. Раньше у нас был сертификат стандарта ISO-22000, сейчас — уже более высокий и современный стандарт FSSC 22000. Когда мы пойдём в Великобританию, там понадобится ещё более сложный в получении сертификат пищевой безопасности BRC (разработан британским консорциумом предприятий розничной торговли British Retail Consortium. — Прим. «ВЭДсовет»). Мы будем на него подавать в обязательном порядке, внедрять эти стандарты менеджмента производственной безопасности у себя на производстве. Без такой сертификации не получится поставить продукцию на полки магазинов Великобритании.
Нам повезло, что мы делаем натуральную продукцию и не попадаем в историю с трансжирами, но инциденты случаются. Например, при экспорте пастилы с клюквой и облепихой в Японию оказалось, что именно на эти две ягоды в этой стране нужны радиологические испытания. Пришлось оперативно эти испытания провести, но опыт был неожиданный.
Больше информации - в нашем телеграм-канале!
Радиологию хотя бы делают в России, а может быть сложнее. Например, на рынке Арабских Эмиратов, куда мы вышли в феврале со своими сладостями, требуется сертификат здоровья по строго определенной местной форме.
Как велики затраты на сертификацию?
— Это дорогое удовольствие. Сертификат выдают на два года, регулярно требуется аудит. Это миллионы рублей. Мы же на разные декларации соответствия проходим разные протоколы испытаний. Никакие российские сертификаты не сравнятся по стоимости с тем, что требуется за рубежом.
Экспорт — это дорогая история, которая не окупается моментально.
В США для подготовки этикетки-стикера для одного вида товара с данными о пищевой ценности продукция должна пройти 10 разных видов тестов, чтобы доказать, что информация не из головы, а подтверждена лабораторно. Это всё аккредитованные специализированные лаборатории.
В целом экспорт — это очень дорогая история, которая не окупается моментально. Это вложение в будущее, долгосрочный проект, который даёт возможность расти производству и команде. Мы стремимся зарабатывать на иностранных рынках, но только в перспективе.
А как вы клиентами распределяете ответственность по условиям поставок?
— У нас не та продукция, что заводами-пароходами идёт на экспорт, как мука или околосырьевые товары. Поэтому логистическое плечо — одна из самых больших экспортных затрат. Бывает и так, что затраты на логистику оказываются выше себестоимости производства.
Это наша задача как экспортёра — найти лучшие условия поставки.
Раньше экспорт был таким: приезжал иностранец, забирал, что ему нужно, и увозил. Сейчас это не так, по всему миру никто не хочет заниматься таможней, все хотят, чтобы продукт уже был в стране, растаможен, со всеми этикетками, чтобы просто взять, добавить свою маржу, НДС, поставить на полки и продать.
Тут вступаем в игру мы. Это наша задача — найти самый лучший путь, лучшие условия (иногда это CIF, иногда DAP, иногда FOB). Где-то лучше самолётом, где-то по железной дороге перекинуть на море.
Мы не работаем так, чтобы тупо отдать товар партнерам-логистам. Наша задача — проработать всё самим, знать, куда и какие документы нужны. Поэтому нашим партнёрам и нравится с нами работать — мы всё делаем за них. К этому, кстати, мы пришли тоже не сразу, только с опытом.
В этом году сильно выросли затраты на перевозки. Как справляетесь и какие перспективы здесь видите?
— Да, стоимость колоссальная. Когда зарубежное оборудование стоит $30 тыс., а контейнерная перевозка $15 тыс., то его уже не повезёшь. Впрочем, цены всё равно падают, такими низкими, как раньше, они, конечно, не будут, но пик уже прошёл.
Таможни тоже перестраиваются и пересматривают работу, потому что и они столкнулись с проблемами простоев, когда люди сутками сидели в многокилометровых заторах.
Знаете, мы давно об этом говорим: если мы хотим в больших масштабах вести внешнеэкономическую деятельность, мы должны сделать систему консолидированных перевозок. В этом наше спасение. Но пока мы в этом плане в конце списка. У нас огромная страна, что осложняет логистику, а из-за неотработанной системы консолидированных грузов и распределительных центров становится ещё труднее. Этот вопрос постоянно поднимается. Все стремятся к обеспечению сборных грузов либо к понятной системе бондового хранения (склады временного хранения товаров без таможенной очистки), которое развито в других странах.
В ближайшем обозримом будущем мы столкнёмся с кардинальным изменением систем таможенного мира.
Пандемия всем далась тяжело, но показала огромное количество проблем в сфере логистики, которые раньше пытались не замечать. Все ошибки: законодательные, логистические, налоговые — всплыли на поверхность. Теперь все, включая таможенные органы, меняют систему, чтобы облегчить себе работу. Я думаю, что в ближайшем обозримом будущем мы столкнёмся с кардинальным изменением систем таможенного мира. Возможно, мы перейдём к полнейшей цифровизации или к большим таможенным союзам вроде ЕАЭС, свободным экономическим зонам для упрощения товарооборота между странами.
В структуре мирового товарооборота пищевая продукция, как показала пандемия, — новая нефть, её будут потреблять всегда.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !