Найти тему
Вишнёвая Панда

Как помочь ребенку с чрезмерной увлеченностю компьютерными играми и просмотрами видео и состоянием во время игры.

Данная работа поводится для детей с семьёй, без возможности к коллективным сеансам.

Задачи:

- снятие эмоционального напряжения у пациента;

- формирование и развитие навыков принятие себя адекватной позитивной самооценки;

- формирование установки на преодоление зависимости, эмоциональное отреагирование проблемы.

Психокоррекция была применена при проявлениях компьютерной зависимости у подростка в возрасте 17 лет, обладающих следующими чертами компьютерного аддикта: склонность к непринятию себя, замкнутость, «уход» в виртуальную действительность, неуверенность в себе в реальной действительности.

Занятие 1.

Правилась диагностическая беседа, в процессе которой обсуждаются ведущие мотивы, взаимоотношения с окружающими, отношения к различным жизненным сферам: учебе, семье, дружбе, увлечениям, сознательные игровые мотивы.

Задавались вопросы о том, какое значение имеет компьютерная игра для подростка, считает ли испытуемый себя зависимым от компьютерных игр, осознает ли негативные последствия игромании.

Выявлено:

Район проживания неблагополучный: находится на окраине города, имеются на улице наркоманы с их «следами» пребывания, дети из неблагополучных семей прибывающие на улице и жестоко издевающиеся над бездомными животными, курящая и пьющая молодёжь, использующая нецензурный сленг и иногда дерущаяся, сосед бывший заключенный.

Была дана рекомендация родителям отдать ребёнка на бойцовские и самооборонительные спортивные секции. С целью социализации пациента и развития.

Занятие 2.

Проводились следующие тренинги:

Дать пациенту возможность свободно самовыражаться.

Была дана задача пациенту придумать свой жизненный девиз (словосочетание или короткое предложение) и был продемонстрирован ряд других девизов и девизы родственников.

Были заданы вопросы: всегда ли Вы следуете своему принципу в жизни?

Рассказать мнение о других девизах, какой для пациента показался лучшим и почему?

1. «Шкалирование жизненных целей». Цель упражнения - выявление ведущих мотивов и целей пациента.

Пациент записывает, как минимум, 5 жизненных целей

Вопросы пациенту:

насколько Вы приблизились к реализации этих целей?

что нужно делать, чтобы реализовать эти цели.

2. «Мой день». Цель упражнения - выявление поведенческих стереотипов, эффективных и дезадаптивных поведенческих стратегий.

Пациент записывает на листочке распорядок своего обычного дня с указанием времени, которое он тратит на различные дела. Затем просьба расписать распорядок дня родителей пациента. Демонстрация реального дня родителей пациенту.

Вопрос пациенту:

какие недостатки есть в Вашем распорядке дня и распорядке родителей?

как можно улучшить распорядок дня, сделать его более продуктивным?

3. «Жизнь в игре». Цель упражнения - сформировать представление об игромании как о проблеме, которую нужно решать.

Пациент на листе бумаге записывает фразу: «Компьютер для меня - это...», делит страницу на 2 столбика: «+» и «-» и записывает плюсы и минусы увлечения компьютерными играми для него. После проводится беседа.

4. «Чтение писем».

Цель упражнения - осознание серьезности проблемы игровой компьютерной зависимости и необходимости проведения коррекционной работы.

Психолог зачитывает в слух 3 анонимных письма подростков с игроманией, прошедших психологическую коррекцию. В письмах отражается самоанализ состояния несовершеннолетнего перед началом коррекционной работы и после проведения психокоррекции. После чтения проводится обсуждение.

5. Домашнее задание «Исчезновение компьютера». «Представьте, что компьютерных игр не существует. Значит, у Вас будет много свободного времени. Напишите, как бы Вы проводили это время».

В конце занятия пациента просят рассказать о своих впечатлениях.

Занятие 3.

Цель - актуализация ресурсов для преодоления игромании.

Ход занятия:

1. Проверка домашнего задания «Исчезновение компьютера». Цель - планирование замещения компьютерной игры другими видами деятельности.

Пациент расказывает о том, чем бы он заполнял свободное время, если бы не существовало компьютерных игр. Приведение нескольких других вариантов возможности провести время.

2. «Мои достижения». Цель - осознание пациентом наличия ресурсов для решения проблем.

Пациент должен назвать 5 своих значимых (с его точки зрения) достижений. Затем пациента просят оценить достижения.

3. «Доведение до абсурда». Цель - вызвать смех пациента над собственной патологической увлеченностью компьютерными играми.

Подросток придумывает преувеличенное ироничное суждение об игромании о игроманах из видео. Например, «игра - дело всей его жизни, его призвание». «В жизни Димы начался новый этап, он скачал дополнение к «Готике 3». По окончании проводится беседа.

4. «Планирование будущего». Цель - актуализация мотивов продуктивной деятельности.

Пациент пишет на листе бумаги свои цели на ближайшее будущее и рассказывает о путях их достижения. В конце упражнения проводится беседа. Вопросы:

кто может помешать достижению Ваших целей?

всегда ли Вы достигаете поставленных целей?

5. «Последствия игромании». Цель - осознание серьезности последствий злоупотребления компьютерными играми.

Демонстрируются два пятиминутных видеоролика, в которых показывается тяжелые последствия компьютерной зависимости. Например, в одном из роликов геймеры после неудачи в компьютерной игре в истерике бьются головой о стол, разбивают мебель, бросаются на членов семьи, мешающих играть.

Пациенту задавался вопрос об его впечатлениях после просмотра. Затем приводится данные о механизмах развития игромании и возможных психологических, медицинских и социальных последствиях.

7. Домашнее задание:

1) «Я свободен от зависимости»: постепенное снижение времени, проводимого за компьютерной игрой. Каждые 2 дня продолжительность игры должна снижаться на 20% от исходной. Таким образом, к следующему занятию, которое должно состояться через 4 дня, продолжительность игры должна составлять не более 60% от исходной.

Занятие 4.

Цель - обучение эффективным способам снятия физического и психического напряжения.

1. «Расслабление через напряжение». Цель - обучение способу снимать мышечные «блоки».

Пациент снимать напряжение в мышцах через поэтапное кратковременное максимальное напряжение отдельных групп мышц, а затем одновременно мышц кисти, предплечья, плеч, лопаток, шеи, лица, пресса, ягодиц, промежности, бедер, голеней и стоп в течение примерно 10-20 секунд. После напряжения нужно полностью расслаблять мышц в течение 1 минуты. Упражнение можно выполнять для профилактики «срывов».

2. «Успокаивающее дыхание». Цель упражнения - научиться с помощью изменения ритма и глубины дыхания снижать психическое напряжение.

Инструкция: «Начиная упражнение, следует вдыхать в течение 5 секунд, затем задержать дыхание на 5 секунд и выдыхать в течение 5 секунд. Каждый последующий дыхательный цикл следует сокращать время задержки дыхания и увеличивать время выдоха на 1 секунду. Через несколько дыхательных циклов время вдоха должно составлять 5 секунд, а время выдоха - 10. В таком ритме можно подышать 2-3 минуты».

3. Проверка домашнего задания «Я свободен от зависимости». Цель - положительное подкрепление отказа от компьютерных игр.

Пациенту, не при хороших результатах дают вкусное и награда.

4. Аутогенная тренировка. Цель - научить пациента способам снятия эмоционального напряжения и релаксации.

Перед началом тренировки объясняются физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм упражнений. Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья - на коленях, ноги удобно расставлены).

Упражнение 1. Вызывание ощущения тяжести. Произносится и мысленно проговаривается пациентом:

- «я совершенно спокоен» (1 раз);

- «моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз);

- «я спокоен» (1 раз).

Далее чувство тяжести вызывается в обеих руках, в обеих ногах, во всём теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

Упражнение 3. Регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Затем правая рука кладется на область сердца и мысленно произносится 5-6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично».

Упражнение 4. Регуляция дыхания. Используется формула самовнушения: «Я спокоен, мои руки тяжелые и теплые, мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично… Я дышу спокойно, глубоко, равномерно». Последняя фраза повторяется 5-6 раз.

Упражнение 5. Влияние на органы брюшной полости. Вызываются последовательно такие же ощущения, как и при упражнениях 1-4, а затем 5-6 раз повторяется формула: «Солнечное сплетение теплое, оно излучает тепло».

Упражнение 6. Вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1-5. Затем 5-6 раз повторяется формула: «Мой лоб прохладен».

После выполнения упражнений проводится отдых в течение 1-2 минут, а затем выведение из состояния аутогенного погружения. Для этого дается команда «согнуть руки (2-3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть и на выдохе открыть глаза».

Занятие 5.

Цель - закрепление достигнутых позитивных результатов, контрольная диагностика.

Рисунок «Мое настроение». Цель - рефлексия эмоционального состояния, реагирование эмоций.

Психолог дает инструкцию символически изобразить свое настроение. После завершения рисования проводится обсуждение.

Результат: начали развиваться навыки принятия себя и умение разнообразить свою жизнь, увлечение компьютерными играми перестает носить сверх ценный характер для подростка; изменение круга интересов: повышение интереса к продуктивной творческой деятельности; приобретение способности к самоконтролю, улучшение социальной и семейной адаптации.