Найти тему
Молодость в сапогах

Сказки про лихих финских пилотов и документы архивов времен Великой Отечественной.

Интересное было время в 90-е... Вроде капитализм, а базовые процедуры капитализма не соблюдаются. Применительно к теме нашего рассказа это выражалось в появлении массы "военно-исторической и военно-технической литературы" журнального формата с красивыми цветными иллюстрациями (или с блеклыми черно-белыми), но, как правило, без списка источников, а то и без указания авторства. Все это чтиво было крайне популярно у "любителей истории", моделистов и т.д. Не подумайте, уважаемые читатели, что автор с пренебрежением относится к указанным категориям населения. Нет! Больше года пропрыгав по квартире от стены до стены на одной ноге (с костылями принципиально не ходил), я и сам "подсел" на это хобби, так что знаком с ситуацией лично. Так вот, серии издательства "Торнадо" и прочие аналогичные издания заполнили вакуум информации - это хорошо. Но забыли сказать при этом, откуда информация взялась. А взялась она из зарубежных книг и статей путем простого (и иногда заметно кривого ) перевода, о чем свидетельствуют в частности выражения типа "коммунистическая пропаганда" и мелькающие в русскоязычном тексте забытые "and" при перечислении воинских частей и соединений, обозначенных латинскими буквами. Наивные же граждане воспринимали печатное слово по привычке серьезно и без тени сомнения, полагая, что раз это коммерческие издания, то пишут там исключительно "как было на самом деле", а врут только в официальной публицистике.

Так родилась одна из популярных легенд рунета про невероятно отважных и умелых финских летчиков, которые сбивали пачками советские самолеты на своих откровенно устаревших машинах, собранных с миру по нитке. Мы не станем оспаривать второе утверждение - оно подтверждается архивными документами. Парк ВВС Финляндии к концу войны был весьма разношерстным и включал в себя большое количество откровенных раритетов. Про личные качества пилотов нужно разбираться индивидуально, это вопрос отдельный. А про пачки сбитых "русских" ... Ну, в отчетных картах командования Люфтваффе за 1943 год, где указывается интенсивность действия авиации своей и противника (количество боевых вылетов днем и ночью, потери, сбитые и пр.) финская авиация, как правило, просто отмечена, что она есть и редко указывается весьма скромное число вылетов. Возможно, это связано с непредоставлением информации из соответствующих финских штабов. В остальном - см. далее по тексту документы о воздушных боях 1943-44 годов с участием финских ретросамолетов.

Давайте сначала оценим, что из себя финские ВВС представляли к 1944 году. Не будем копировать популярные справочники, я всегда рекомендую смотреть документы не "в целом по Фронту", а по отдельным частям и соединениям, это в статистическом смысле может быть и не вполне корректно, зато дает более реальную картину. Ведь между "имелось" и "воевало на фронте" очень большая разница.

Для этих целей вполне подойдет один из протоколов допросов пленных финнов - в данном случае летчика.

Протокол № 166/4 предварительного допроса в/пленного прапорщика Куусела Койн - летчика самолета истребителя "Моран" 4 отряда 28 авиаэскадрильи 2 авиаполка ВВС Финляндии.

Разведывательные бюллетени и донесения. № документа: 166/4, Дата создания документа: 13.05.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 1840, Лист начала документа в деле: 312. Авторы документа: полковник Василенко.

Шапка протокола с указанием даты и места пленения.
Шапка протокола с указанием даты и места пленения.

Оригинал можно изучить по ссылке в конце статьи, он, в принципе, вполне читаем с увеличением, там два листа всего. Для прочих приведем краткую "выжимку" из текста.

Пленный сообщил лично ему известные данные о базировании и состоянии матчасти пяти авиационных полков ВВС Финляндии по состоянию на май 1944 года - 1-й АП, 2-й АП, 3-й ИАП, 4-й БАП и смешанный 5-й АП (так в тексте протокола).

MS 406 ВВС Финляндии. Самолет разработан и запущен в производство фирмой Моран-Солнье  в 1939 году (MS 405, одна из модификаций которого и стала выпускаться под обозначением MS 406, начал выпускаться с 1937 года). В декабре того же года порядка 30 единиц было передано Финляндии, где часть из них подверглась модернизации путем замены двигателя на советский и вооружения на советские же пулеметы УБ. Стандартно немцы передавали французские трофеи (часто небезвозмездно) союзникам, так что Мораны могли попасть в финские ВВС и после 1940 года. Так или иначе, но к 1944 году этот истребитель до уровня лучших образцов того времени не дотягивал никак, прослужив, однако, у финнов до 1952 года. Машина была достаточно маневренная, легкая в пилотировании даже для летчиков не самого высокого класса. На таком самолете летал сбитый Куусел Койн, протокол которого мы рассматриваем в статье.
MS 406 ВВС Финляндии. Самолет разработан и запущен в производство фирмой Моран-Солнье в 1939 году (MS 405, одна из модификаций которого и стала выпускаться под обозначением MS 406, начал выпускаться с 1937 года). В декабре того же года порядка 30 единиц было передано Финляндии, где часть из них подверглась модернизации путем замены двигателя на советский и вооружения на советские же пулеметы УБ. Стандартно немцы передавали французские трофеи (часто небезвозмездно) союзникам, так что Мораны могли попасть в финские ВВС и после 1940 года. Так или иначе, но к 1944 году этот истребитель до уровня лучших образцов того времени не дотягивал никак, прослужив, однако, у финнов до 1952 года. Машина была достаточно маневренная, легкая в пилотировании даже для летчиков не самого высокого класса. На таком самолете летал сбитый Куусел Койн, протокол которого мы рассматриваем в статье.

1-й АП состоит из трех эскадрилий - 12-я, 14-я и 32-я. Командир полковник Рекола. 12-я эскадрилья состоит из трех авиаотрядов (перечислены места базирования), на вооружении самолеты "ФД-21". Остальные эскадрильи состоят из самолетов "ФД-21" и "ФС-10", точного числа которых пленный не знает.

Под этими обозначениями, скорее всего, подразумеваются машины голландской фирмы Фоккер, изображенные на фото ниже.

Fokker C X. Разработан до стадии испытания опытного образца к 1934 году. Тип - легкий разведчик и ближний бомбардировщик. В Финляндии производился по лицензии. Производство остановлено в 1938 году и возобновлено в 1942. Буксировщики мишеней и учебные машины служили в ВВС страны до конца 50-х годов.
Fokker C X. Разработан до стадии испытания опытного образца к 1934 году. Тип - легкий разведчик и ближний бомбардировщик. В Финляндии производился по лицензии. Производство остановлено в 1938 году и возобновлено в 1942. Буксировщики мишеней и учебные машины служили в ВВС страны до конца 50-х годов.
Fokker D. XXI. Первый прототип взлетел еще в 1936 году. Самолет имел конструкцию с неубирающимся шасси. Для периода "Зимней войны" против советских И-16 и И-153 он еще мог быть адекватным противником, но для 1943-44 года этот явный раритет годился лишь в качестве легкого штурмовика и разведчика. Самолет выпускался в Финляндии по лицензии. Интересно отметить, что последняя серия была изготовлена аж в 1944 году. Финнов привлекала простота конструкции, не требующая наличия высококвалифицированного персонала, дефицитных материалов и сложной оснастки.
Fokker D. XXI. Первый прототип взлетел еще в 1936 году. Самолет имел конструкцию с неубирающимся шасси. Для периода "Зимней войны" против советских И-16 и И-153 он еще мог быть адекватным противником, но для 1943-44 года этот явный раритет годился лишь в качестве легкого штурмовика и разведчика. Самолет выпускался в Финляндии по лицензии. Интересно отметить, что последняя серия была изготовлена аж в 1944 году. Финнов привлекала простота конструкции, не требующая наличия высококвалифицированного персонала, дефицитных материалов и сложной оснастки.

32-я авиаэскадрилья по словам пленного также состоит из трех отрядов и имеет порядка 18-20 самолетов Кертис, но каких именно, не вполне ясно. Р-40 по идее у финнов в таком количестве быть не должно, если верить авторам популярных книг и статей. Смотрите сами (подчеркнуто зеленым):

-5

Возможно, имелся в виду другой самолет - Кертис "Хок" Р-36, известный также под обозначением "75"? Порядка полусотни таких машин из числа своих французских и норвежских трофеев немцы передали ВВС Финляндии. Р-36 по максимальной скорости (порядка 500км\ч) и тяговооруженности превосходил финские Мораны и более древние машины тем более. Но отсутствие собственного производства и, соответственно, запчастей определило их меньший по сравнению с другими образцами срок службы - "Хоки" не дожили даже до 50-х годов.

-6

14-я эскадрилья имела самолеты Фоккер указанных выше типов и еще некие "Ф2", под которыми предположительно подразумевался Brewster F2A Buffalo - главная легенда финский ВВС, на которых якобы сбито аж 477 наших самолетов, если конечно верить финским же источникам. А вот этого делать не следует. Маленький, но гордый народ считал, что у большого СССР самолетов так много, что умножив количество побед на 10 и сделав себе приятно, они не сильно погрешат против правды - кто там считает у русских самолеты, танки и людей? И ведь многие верят... Как все на самом деле происходило, мы покажем чуть позже.

Безуспешная попытка наладить собственное производство Брюстеров после разрыва дипотношений с США в 1941 году в единственном экземпляре представлена ныне в музее Авиации Финляндии. Экземпляр с деревянным крылом и советским двигателем М-63 оказался для 1944 года бессмысленной тратой ресурсов и проект свернули. Называлось это чудо техники "Хуму".
Безуспешная попытка наладить собственное производство Брюстеров после разрыва дипотношений с США в 1941 году в единственном экземпляре представлена ныне в музее Авиации Финляндии. Экземпляр с деревянным крылом и советским двигателем М-63 оказался для 1944 года бессмысленной тратой ресурсов и проект свернули. Называлось это чудо техники "Хуму".
Brewster F2A Buffalo.
Brewster F2A Buffalo.

В начальный период войны финские Брюстеры проявили себя очень неплохо - они имели бронеспинку, надежно защищавшую от пуль винтовочного калибра, и крупнокалиберные пулеметы, эффективно поражавшие советские И-15 и И-16 первых серий, пилотируемые к тому же неопытными летчиками. Для 1943-44 года эти раритеты, часто переоснащенные советскими же двигателями, становились, как правило, легкой добычей Яков, Ла и Аэрокобр.

"Классика жанра". Пара Яков сбивает с первого захода Брюстер атакой сверху-сзади. Большинство побед в той войне летчики одерживали внезапной атакой с первого захода, а не в "карусели" маневренного боя. Схемы. № документа: 1, Дата создания документа: 24.06.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2050.
"Классика жанра". Пара Яков сбивает с первого захода Брюстер атакой сверху-сзади. Большинство побед в той войне летчики одерживали внезапной атакой с первого захода, а не в "карусели" маневренного боя. Схемы. № документа: 1, Дата создания документа: 24.06.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2050.
Четыре Ла-5 разгоняют большую группу финского летающего антиквариата - 8 Брюстеров и 4 Кертиса. Два финских Кертиса сбиты без потерь с нашей стороны. Один Брюстер то ли сбит, то ли поврежден, остальные сочли за благо удалиться. 15 июля 1944 года. Схемы. № документа: 2, Дата создания документа: 15.07.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2051.
Четыре Ла-5 разгоняют большую группу финского летающего антиквариата - 8 Брюстеров и 4 Кертиса. Два финских Кертиса сбиты без потерь с нашей стороны. Один Брюстер то ли сбит, то ли поврежден, остальные сочли за благо удалиться. 15 июля 1944 года. Схемы. № документа: 2, Дата создания документа: 15.07.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2051.
Выходили наши летчики победителями и в схватках более менее равных машин - тут 28 августа 1943 года пара ЛаГГ-3 , прикрывавшая бомбардировщики Пе-2 сбивает пару же финских Моранов в районе Медвежьегорска. Схемы. № документа: 2, Дата создания документа: 28.08.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 677, Лист начала документа в деле: 195.
Выходили наши летчики победителями и в схватках более менее равных машин - тут 28 августа 1943 года пара ЛаГГ-3 , прикрывавшая бомбардировщики Пе-2 сбивает пару же финских Моранов в районе Медвежьегорска. Схемы. № документа: 2, Дата создания документа: 28.08.1943 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 677, Лист начала документа в деле: 195.
Бой Аэрокобр, сопровождавших штурмовики, с Моранами. Результат - два Морана сбиты, один ушел в облака, три ушли на бреющем. Добивать их Аэрокобрам было не положено - главное обеспечить выполнение задачи  Илами. 6 августа 1944 года. Схемы. № документа: 4, Дата создания документа: 06.08.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2052.
Бой Аэрокобр, сопровождавших штурмовики, с Моранами. Результат - два Морана сбиты, один ушел в облака, три ушли на бреющем. Добивать их Аэрокобрам было не положено - главное обеспечить выполнение задачи Илами. 6 августа 1944 года. Схемы. № документа: 4, Дата создания документа: 06.08.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2052.

Тут случались даже тараны - к сожалению не указано, зачем наш летчик на Аэрокобре рубил хвост Морану, возможно кончились боеприпасы (см. ниже):

Схемы. № документа: 5, Дата создания документа: 08.05.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2049. Стр.2.
Схемы. № документа: 5, Дата создания документа: 08.05.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2049. Стр.2.

Похожих документов в ЦАМО можно найти массу. Мы выбрали наиболее характерные и с картинками. Из них ясно видно, что уже в 1943 году финская истребительная авиация была скорее жертвой, чем командой отважных охотников. Разношерстная матчасть финских авиаполков, часто изношенная до предела (в том числе трофейная), к 1944 году при грамотном использовании все еще могла наносить ущерб противнику, но как-либо радикально повлиять на ход боевых действий уже не имела возможности.

Кратко рассмотрим боевой состав остальных указанных в протоколе авиачастей.

2-й авиаполк - на вооружении самолеты разных типов и разных марок. Всего в полку две эскадрильи, штаб в Петрозаводске. 28-я аэ состоит из трех отрядов на Моранах, в первом отряде 4 самолета, численность других пленному неизвестна (видимо, не хотел отвечать на вопрос про свое подразделение). 16-я аэ имеет очень пестрый состав - три Глостер Гладиатора (первый авиаотряд), Лусандеры и Фоккеры общим числом четыре составляют два других отряда, остальные самолеты в ремонте.

Westland Lysander финских ВВС. Производство начато в 1938 году. Самолет взаимодействия с наземными войсками - корректировщик, разведчик, легкий бомбардировщик.
Westland Lysander финских ВВС. Производство начато в 1938 году. Самолет взаимодействия с наземными войсками - корректировщик, разведчик, легкий бомбардировщик.

Немецкие истребители Bf 109G были сосредоточены в чисто истребительных полках, в частности таким был упомянутый выше 3-й ИАП. Штаб полка на Карельском перешейке, всего в полку три эскадрильи - 24-я, 25-я и 34-я. 24-я базируется на аэродроме Суулярви и имеет порядка 20 Брюстеров. 25-я аэ имеет только 4 самолета (тип не указан), остальные в ремонте. А вот 24-я оснащена немецкими Мессершмиттами - их в отдельных отрядах, базирующих в том числе и в Хельсинки, минимум 18 штук - точное число пленному не известно.

Бомбардировочный 4-й авиаполк также был оснащен в значительной части немецкой техникой. 44-я эскадрилья получила Ju-88 в начале 1943 года и в конце января их было 22, а к моменту написания Документа (май 1944) осталось не более 16. 46-я аэ имела в составе 20-25 самолетов Бристоль Бленхейм. 48-я аэ имела 14 самолетов Do 215.

5-й смешанный авиаполк был укомплектован трофейной матчастью полностью - 10 или около того И-153 входило в 30-ю авиаэскадрилью этого полка и еще имелись отдельные авиаотряды - пять Пе-2 базировались на аэродроме Иоэнсуу, отряд ТБ-3 неизвестной численности - на аэродроме Луонетярви.

Ниже как раз схема воздушного боя наших истребителей с группой истребителей и бомбардировщиков финнов.

Без потерь четыре Ла-5 отправили в последнее пике один Бленхейм и один Брюстер. Схемы. № документа: 3, Дата создания документа: 25.06.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2050.
Без потерь четыре Ла-5 отправили в последнее пике один Бленхейм и один Брюстер. Схемы. № документа: 3, Дата создания документа: 25.06.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2050.
Финский Бленхейм.
Финский Бленхейм.

Другие протоколы допроса пленных финнов, в том числе с оценками действий нашей авиации, читатели могут самостоятельно найти в оцифровке документов ЦАМО на сайте "Память народа" или подождать, пока коллектив канала опубликует их в очередном материале.

Для самостоятельного изучения:

Протокол № 166/4 предварительного допроса в/пленного прапорщика Куусела Койн - летчика самолета истребителя "Моран" 4 отряда 28 авиаэскадрильи 2 авиаполка ВВС Финляндии.