Интересное было время в 90-е... Вроде капитализм, а базовые процедуры капитализма не соблюдаются. Применительно к теме нашего рассказа это выражалось в появлении массы "военно-исторической и военно-технической литературы" журнального формата с красивыми цветными иллюстрациями (или с блеклыми черно-белыми), но, как правило, без списка источников, а то и без указания авторства. Все это чтиво было крайне популярно у "любителей истории", моделистов и т.д. Не подумайте, уважаемые читатели, что автор с пренебрежением относится к указанным категориям населения. Нет! Больше года пропрыгав по квартире от стены до стены на одной ноге (с костылями принципиально не ходил), я и сам "подсел" на это хобби, так что знаком с ситуацией лично. Так вот, серии издательства "Торнадо" и прочие аналогичные издания заполнили вакуум информации - это хорошо. Но забыли сказать при этом, откуда информация взялась. А взялась она из зарубежных книг и статей путем простого (и иногда заметно кривого ) перевода, о чем свидетельствуют в частности выражения типа "коммунистическая пропаганда" и мелькающие в русскоязычном тексте забытые "and" при перечислении воинских частей и соединений, обозначенных латинскими буквами. Наивные же граждане воспринимали печатное слово по привычке серьезно и без тени сомнения, полагая, что раз это коммерческие издания, то пишут там исключительно "как было на самом деле", а врут только в официальной публицистике.
Так родилась одна из популярных легенд рунета про невероятно отважных и умелых финских летчиков, которые сбивали пачками советские самолеты на своих откровенно устаревших машинах, собранных с миру по нитке. Мы не станем оспаривать второе утверждение - оно подтверждается архивными документами. Парк ВВС Финляндии к концу войны был весьма разношерстным и включал в себя большое количество откровенных раритетов. Про личные качества пилотов нужно разбираться индивидуально, это вопрос отдельный. А про пачки сбитых "русских" ... Ну, в отчетных картах командования Люфтваффе за 1943 год, где указывается интенсивность действия авиации своей и противника (количество боевых вылетов днем и ночью, потери, сбитые и пр.) финская авиация, как правило, просто отмечена, что она есть и редко указывается весьма скромное число вылетов. Возможно, это связано с непредоставлением информации из соответствующих финских штабов. В остальном - см. далее по тексту документы о воздушных боях 1943-44 годов с участием финских ретросамолетов.
Давайте сначала оценим, что из себя финские ВВС представляли к 1944 году. Не будем копировать популярные справочники, я всегда рекомендую смотреть документы не "в целом по Фронту", а по отдельным частям и соединениям, это в статистическом смысле может быть и не вполне корректно, зато дает более реальную картину. Ведь между "имелось" и "воевало на фронте" очень большая разница.
Для этих целей вполне подойдет один из протоколов допросов пленных финнов - в данном случае летчика.
Протокол № 166/4 предварительного допроса в/пленного прапорщика Куусела Койн - летчика самолета истребителя "Моран" 4 отряда 28 авиаэскадрильи 2 авиаполка ВВС Финляндии.
Разведывательные бюллетени и донесения. № документа: 166/4, Дата создания документа: 13.05.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 1840, Лист начала документа в деле: 312. Авторы документа: полковник Василенко.
Оригинал можно изучить по ссылке в конце статьи, он, в принципе, вполне читаем с увеличением, там два листа всего. Для прочих приведем краткую "выжимку" из текста.
Пленный сообщил лично ему известные данные о базировании и состоянии матчасти пяти авиационных полков ВВС Финляндии по состоянию на май 1944 года - 1-й АП, 2-й АП, 3-й ИАП, 4-й БАП и смешанный 5-й АП (так в тексте протокола).
1-й АП состоит из трех эскадрилий - 12-я, 14-я и 32-я. Командир полковник Рекола. 12-я эскадрилья состоит из трех авиаотрядов (перечислены места базирования), на вооружении самолеты "ФД-21". Остальные эскадрильи состоят из самолетов "ФД-21" и "ФС-10", точного числа которых пленный не знает.
Под этими обозначениями, скорее всего, подразумеваются машины голландской фирмы Фоккер, изображенные на фото ниже.
32-я авиаэскадрилья по словам пленного также состоит из трех отрядов и имеет порядка 18-20 самолетов Кертис, но каких именно, не вполне ясно. Р-40 по идее у финнов в таком количестве быть не должно, если верить авторам популярных книг и статей. Смотрите сами (подчеркнуто зеленым):
Возможно, имелся в виду другой самолет - Кертис "Хок" Р-36, известный также под обозначением "75"? Порядка полусотни таких машин из числа своих французских и норвежских трофеев немцы передали ВВС Финляндии. Р-36 по максимальной скорости (порядка 500км\ч) и тяговооруженности превосходил финские Мораны и более древние машины тем более. Но отсутствие собственного производства и, соответственно, запчастей определило их меньший по сравнению с другими образцами срок службы - "Хоки" не дожили даже до 50-х годов.
14-я эскадрилья имела самолеты Фоккер указанных выше типов и еще некие "Ф2", под которыми предположительно подразумевался Brewster F2A Buffalo - главная легенда финский ВВС, на которых якобы сбито аж 477 наших самолетов, если конечно верить финским же источникам. А вот этого делать не следует. Маленький, но гордый народ считал, что у большого СССР самолетов так много, что умножив количество побед на 10 и сделав себе приятно, они не сильно погрешат против правды - кто там считает у русских самолеты, танки и людей? И ведь многие верят... Как все на самом деле происходило, мы покажем чуть позже.
В начальный период войны финские Брюстеры проявили себя очень неплохо - они имели бронеспинку, надежно защищавшую от пуль винтовочного калибра, и крупнокалиберные пулеметы, эффективно поражавшие советские И-15 и И-16 первых серий, пилотируемые к тому же неопытными летчиками. Для 1943-44 года эти раритеты, часто переоснащенные советскими же двигателями, становились, как правило, легкой добычей Яков, Ла и Аэрокобр.
Тут случались даже тараны - к сожалению не указано, зачем наш летчик на Аэрокобре рубил хвост Морану, возможно кончились боеприпасы (см. ниже):
Похожих документов в ЦАМО можно найти массу. Мы выбрали наиболее характерные и с картинками. Из них ясно видно, что уже в 1943 году финская истребительная авиация была скорее жертвой, чем командой отважных охотников. Разношерстная матчасть финских авиаполков, часто изношенная до предела (в том числе трофейная), к 1944 году при грамотном использовании все еще могла наносить ущерб противнику, но как-либо радикально повлиять на ход боевых действий уже не имела возможности.
Кратко рассмотрим боевой состав остальных указанных в протоколе авиачастей.
2-й авиаполк - на вооружении самолеты разных типов и разных марок. Всего в полку две эскадрильи, штаб в Петрозаводске. 28-я аэ состоит из трех отрядов на Моранах, в первом отряде 4 самолета, численность других пленному неизвестна (видимо, не хотел отвечать на вопрос про свое подразделение). 16-я аэ имеет очень пестрый состав - три Глостер Гладиатора (первый авиаотряд), Лусандеры и Фоккеры общим числом четыре составляют два других отряда, остальные самолеты в ремонте.
Немецкие истребители Bf 109G были сосредоточены в чисто истребительных полках, в частности таким был упомянутый выше 3-й ИАП. Штаб полка на Карельском перешейке, всего в полку три эскадрильи - 24-я, 25-я и 34-я. 24-я базируется на аэродроме Суулярви и имеет порядка 20 Брюстеров. 25-я аэ имеет только 4 самолета (тип не указан), остальные в ремонте. А вот 24-я оснащена немецкими Мессершмиттами - их в отдельных отрядах, базирующих в том числе и в Хельсинки, минимум 18 штук - точное число пленному не известно.
Бомбардировочный 4-й авиаполк также был оснащен в значительной части немецкой техникой. 44-я эскадрилья получила Ju-88 в начале 1943 года и в конце января их было 22, а к моменту написания Документа (май 1944) осталось не более 16. 46-я аэ имела в составе 20-25 самолетов Бристоль Бленхейм. 48-я аэ имела 14 самолетов Do 215.
5-й смешанный авиаполк был укомплектован трофейной матчастью полностью - 10 или около того И-153 входило в 30-ю авиаэскадрилью этого полка и еще имелись отдельные авиаотряды - пять Пе-2 базировались на аэродроме Иоэнсуу, отряд ТБ-3 неизвестной численности - на аэродроме Луонетярви.
Ниже как раз схема воздушного боя наших истребителей с группой истребителей и бомбардировщиков финнов.
Другие протоколы допроса пленных финнов, в том числе с оценками действий нашей авиации, читатели могут самостоятельно найти в оцифровке документов ЦАМО на сайте "Память народа" или подождать, пока коллектив канала опубликует их в очередном материале.
Для самостоятельного изучения: