Найти в Дзене

Как поддержать дисциплину на уроке

Оглавление

Работа преподавателя очень непроста, ведь никогда не знаешь, как ученик поведет себя на уроке. Он может быть уставшим, получить плохую оценку в школе и расстроиться из-за этого, а может даже поссориться с родителями. Негативные эмоции плохо скажутся на его работе на уроке, а затем и вовсе может пропасть мотивация заниматься. В такой ситуации преподавателю важно грамотно среагировать, ведь на уроке вы не просто даёте знания ребенку, вы окружаете его позитивной атмосферой, показываете, что ему нечего бояться, вы рядом, и вы всегда ему поможете.

Давайте рассмотрим 4 типичные ситуации на уроке, и как вам стоит на них отреагировать, чтобы поддержать дисциплину на уроке.

Ребенок очень активный, не может сидеть на месте

-2

Если у вас есть маленькие ученики или активные дети, которым необходимо подвигаться, вы всегда можете провести маленькую игру-энерджайзер. В каждом уроке в начальной школе в середине урока отводится время на подобные игры, но что же делать, если ученик активный в самом начале урока? Ничего страшного, возьмите паузу и проведите энерджайзер в начале урока. Это может быть упражнение, которое подготовили наши методисты, либо другое любое активное упражнение, например:

  • крокодил (отлично подойдет изображение глаголов действия, таких как: плавать, бегать, прыгать и тд);
  • дотронься до (ноги, руки, носа и тд, главное, быстро называть слова, чтобы ребенок активно двигался);
  • севшая батарейка (чтобы ее зарядить, нужно трясти ногами, руками, головой).

Ребенок закрыт, не отвечает на вопросы, расстроен

-3

С детьми, которые еще не готовы открыться вам, скромными, застенчивыми и относящимся к урокам с подозрением стоит быть аккуратными. Такие дети, как правило, не сразу могут довериться новому человеку, они очень чувствительны, особенно, к своим неудачам или ошибкам. Таких детей обязательно нужно хвалить, как можно чаще, разговаривать с ними в начале урока о том, как у них дела. С чувствительными или закрытыми детьми важно вести себя дружелюбно и открыто. Вам необходимо стать для них товарищем и человеком, которому они могут доверять. Ведь за каждым закрытым и чувствительным ребенок стоит некая причина, по которой они себя так ведут. Возможно, такое поведение связано со строгим преподавателем в школе. Поэтому с такими детьми необходимо:

  • находить общий язык, стараться установить доверительные отношения, стать товарищами;
  • концентрироваться на положительном, часто хвалить;
  • проводить психологические разгрузки (например, вместо энерджайзера или по необходимости) с помощью арт-терапии;
  • прислушиваться к эмоциям детей и обязательно проявлять интерес. Часто дети больше рассказывают преподавателю, чем родителю, если они видят, что преподавателю не все равно. Поэтому не забывайте использовать фразы, которые помогут ребенку открыться, например, «я хочу тебе помочь», «я понимаю твое разочарование», «поделись со мной и тебе станет легче», «ты можешь мне доверять», «ты умница», «у тебя все получится».

Ребенок оскорбляет, повышает голос

-4

Причин агрессивного поведения также может быть очень много. Чаще всего с агрессией на уроке учителя сталкиваются с подростками. Таким поведением они позиционируют себя, как "личности", имеющие на всё свою точку зрения, пробуют таким образом встать с вами на одну ступень, еще не понимая, насколько это грубы и невоспитанно. Также нередко агрессивное поведение может быть вызвано нервным срывом или протестов. В любом случае важно правильно отреагировать на такое поведение, вы можете сделать это следующим образом:

  • в первую очередь - не реагировать агрессией в ответ, помните - насилие порождает насилие;
  • если это случилось в первый раз, постарайтесь перевести это в шутку;
  • если ситуация повторяется, пригласите ученика на откровенный разговор после урока. Спросите, чем было вызвано такое поведение, может быть ученик чем-то расстроен. Возможно, его что-то тревожит. Важно вести этот разговор позитивно, иначе ученик не поделится своими эмоциями;
  • обсудите ситуацию и расскажите, как вы себя почувствовали, было бы ученику приятно, если бы по отношению к нему, кто-то так себя повел;
  • задайте ученику простой вопрос: "Прости, я не расслышал(а), можешь повторить?" Как правило, эта фраза ставит в тупик и второй раз оскорбление повторяют лишь единицы.

Ученик не сидит за столом, постоянно перемещается

-5

Онлайн обучение — это обучение будущего, ведь ученик может заниматься где угодно и когда угодно. Это действительно так. Но от того, где занимается ученик, зависит его прогресс. Здорово, что технологии позволяют ученикам заниматься даже с мобильного телефона. Однако важно проговорить и с родителями ученика, и с учеником самим, что одним из самых главных пунктов в организации обучения является организация рабочего места. На подсознательном уровне ученик знает, что если он сидит за столом — ему сейчас предстоит заниматься, а если он лежит на диване, то можно расслабиться.

Чтобы не допустить расслабленного поведения и рассеянности ученика, следует заранее установить с учеником правила. Не ждите, пока ситуация ухудшится. На самом первом занятии с учеником установите эти правила. Если вы видите, что ученик лежит в кровати или на диване, в начале урока скажите ему, что так вы заниматься не будете, ведь ученики на занятии сидят за столом. Не ждите, пока ситуация усугубится, и будет невозможно проговорить с учеником эти установки, ведь «раньше же можно было лежать на диване». Поэтому перед началом каждого урока убедитесь, что ребенок сидит за столом. Кажется, что это очевидное правило. Однако многие дети сидят на диване или лежат на кровати. Возможно, ребёнку очень удобно. Однако в таком случае концентрации на уроке нет.

Важно понимать, что нет плохих детей. Есть дети, которым недостаточно внимания, которые испытывают давление, стресс и непонимание. А вы можете помочь своему ученику, стать его наставником и помочь ребенку полюбить вас и ваш предмет.

Источник: Анастасия Никонова (Методист по английскому языку онлайн-школы Учи.Дома)