Найти в Дзене

Что с вами произойдет после серьезного ДТП. Рассказ очевидца.

Этот текст я специально пишу для канала Paramedic_talks, потому что мне есть что рассказать, и я думаю, каждый из прочитанного сделает определенные выводы для себя. В отряде Экстремум я занимаюсь поисково-спасательными работами в природной среде. Большая часть заявок приходит летом и осенью, а зимой, так как спасработ почти нет, занимаюсь профилактической программой Стрелки, чтобы потерявшиеся могли самостоятельно выйти из леса по красным указателям. Вот и седьмого февраля в воскресенье мы с коллегами поехали во Мшинскую проверять установленные ранее стрелки. Часть коллег на одной из машин уже приехали на место и ожидали нас на окраине садоводства, а мы ещё были в пути, нам оставалось минут 20 езды. Наша машина - это внедорожник Mitsubishi Pajero Sport. В салоне три человека. Водитель Алексей, на заднем пассажирском сиденье напарница Надя, я на переднем. Мы все пристегнуты. Температура за окном -12 градусов. Осадков нет. Время около 10:30. Мы уже съехали с трассы и едем по гр
Оглавление

Этот текст я специально пишу для канала Paramedic_talks, потому что мне есть что рассказать, и я думаю, каждый из прочитанного сделает определенные выводы для себя.

В отряде Экстремум я занимаюсь поисково-спасательными работами в природной среде. Большая часть заявок приходит летом и осенью, а зимой, так как спасработ почти нет, занимаюсь профилактической программой Стрелки, чтобы потерявшиеся могли самостоятельно выйти из леса по красным указателям.

Вот и седьмого февраля в воскресенье мы с коллегами поехали во Мшинскую проверять установленные ранее стрелки. Часть коллег на одной из машин уже приехали на место и ожидали нас на окраине садоводства, а мы ещё были в пути, нам оставалось минут 20 езды. Наша машина - это внедорожник Mitsubishi Pajero Sport. В салоне три человека. Водитель Алексей, на заднем пассажирском сиденье напарница Надя, я на переднем.

Мы все пристегнуты. Температура за окном -12 градусов. Осадков нет. Время около 10:30. Мы уже съехали с трассы и едем по грунтовке в сторону садоводства. Машин почти нет, дорога свободна. Едем со скоростью около 50 км/ч. В один момент все почувствовали, что дорога стала скользкой, местами появилась колейность, сбросили скорость до 30-40 км/ч.

Коллеги присылают мне в смс координаты места встречи. На торпеде в центре стоит планшет, по которому мы едем. Тянусь туда забивать новые координаты, и когда почти закончил, ощущаю, что машину начинает заносить. Перевожу взгляд с планшета на лобовое стекло и вижу в нём капот маршрутного автобуса, а потом... потом реально как показывают в фильмах про ДТП - тебе просто выключают свет и всё.

Автомобиль после ДТП
Автомобиль после ДТП

Я был без сознания несколько минут, как мне потом рассказали. Сначала вообще ни на что не реагировал, потом что-то мычал и даже умудрился правильно сказать пин-код от своего телефона, чтобы Надя смогла скинуть нашу точку коллегам и позвонить им. Леша и Надя почти не пострадали и сознание не теряли. С водителем автобуса всё в порядке. Пассажиров там не было. Больше всего в этой аварии прилетело мне.

-2

Свет и сознание у меня включились обратно. Я сижу на переднем сиденье. Первые секунд тридцать всё немного плавает и не фокусируется. Такое состояние, как будто ты очень и очень долго пытаешься проснуться. Вокруг всё раскидано и разбито, рядом стоит Надя и Леша. Надя разговаривает с Юлей из другой группы по телефону. Объясняет, где мы находимся и что случилось.

Я выхожу из машины, смотрю на всё это и ничего не могу понять. Только что мы ехали, машина была цела, а сейчас мы уже стоим на месте, у машины разбита передняя и задняя часть, она на вид восстановлению не подлежит. Пытаюсь, но упорно не могу вспомнить, как мы столкнулись с автобусом. Память ко мне постепенно вернулась только спустя несколько часов.

Леша просит меня сесть обратно в машину, но я говорю, что со мной порядок и я в сознании. Параллельно я смотрю на свои руки, ноги и примерно оцениваю в общем, что и как со мной. Понимаю, что ничего критичного, но мне точно нужен осмотр - я могу что-то упустить, не чувствовать или неправильно воспринимать.

Подъезжают две машины коллег из других групп. Прошу Юлю осмотреть меня, вместе идем к её машине. У меня шишка и ссадина на правой верхней части лба, пара ушибов на бедре и голени, немного болит ключица сзади. Голова на тот момент у меня практически не болела, я просто ощущал некоторую слабость.

Принимаем решение всё равно ехать в ближайшую больницу к травматологу, потому что я был без сознания некоторое время. Пока перегружались в другую машину, я ходил туда-сюда, смотрел ещё раз на всё это, фотографировал, пытался вспомнить и понять, как это произошло, что было до аварии хотя бы минут за пять. У меня ничего не получалось. Мой мозг просто отказывался воспроизводить эту информацию. Ко мне на время приставили нашу коллегу Наташу, чтобы она присматривала за мной, чтоб меня не сбили машины, которые иногда ездили по дороге, хоть на автомобили я и обращал внимание и смотрел по сторонам.

Приехали в Лужскую районную больницу и через приемное отделение прошли к кабинету травматологии. В очереди было 2-3 человека, но мы ждали около часа. Нам показалось, что врач из травматологии был один на всё здание. Его вызвали в реанимацию, и он там надолго завис. Когда вернулся, процесс пошел быстрее. Наконец вызвали меня. Колоритной комплекции врач с восточным акцентом выслушал, осмотрел, пощупал, посмотрел реакцию зрачков. Оценил, как я в принципе общаюсь и излагаю мысли. Сказал, что по его профилю всё в порядке. Переломов нет, есть только ушибы. Посмотрел фотографии аварии и сказал, что у меня были все шансы отъехать на тот свет, если бы не ремни и подушки безопасности, и что мне крупно повезло. Если будет беспокоить голова и всё, что с этим связано, то это к неврологу. Затем мы вернулись к машине и меня отвезли домой в город.

Первые сутки были самые "веселые". По приезду домой уже была тяжесть и ноющая боль в голове. Немного подташнивало. Наверное хорошо, что я ничего не стал есть. Лег спать около семи вечера, но сном это можно было назвать с натяжкой. К ночи вся симптоматика еще больше усилилась. Ощущал себя как будто всю жизнь работал звонарем. В голове творилась светомузыка, а сны если и были, то такие, которые наверное видят те, кто специально принимают вещества разного калибра и тяжести. На следующий день проснулся только в районе четырех часов вечера.

Сейчас я на больничном минимум на пять дней. Дальше видно будет. Посетил невролога, который, как и его коллега из Луги, глядя на фотографии, сказал, что мне очень повезло - я чуть не отправился на тот свет.

Диагноз:

"ЗЧМТ. Сотрясение головного мозга. Обострение хронической спондилогенной цервикалгии. Субдуральная гематома?"

Сделали рентген позвоночника и МРТ головы - предварительно всё в порядке. Также мне озвучили, что из дома не смогу работать удаленно (работаю в ИТ), т.к. это серьезная нагрузка на мозг, и я буду в работе скорее всего совершать много ошибок. Поэтому в том числе открыли больничный. Пью назначенные мне таблетки диакарб. Сейчас иногда пульсирующе болит голова. Плюс бывает хорошо подтормаживаю в плане мыслей и не так резво думаю, как раньше. Надеюсь, это временно.

-4

Выводы и размышления

  1. Самое главное - это, конечно, всегда пристегивайтесь в машине, на каком бы месте вы ни находились, на какой скорости бы ни ехали. Если б я не был пристегнут, скорее всего вместо этого текста вы бы читали некролог обо мне.
  2. Я чуть не уехал на тот свет на ровном месте и пустой грунтовке на черепашьей скорости, а не на магистрали со скоростью за сотню. В самой аварии, конечно, виноваты мы. Но это лишь стечение обстоятельств, на мой взгляд. Скорость мы и так сбросили, но состояние дороги и колейность сделали свое дело. У меня, к сожалению, есть опыт участия в ДТП, но там были минимальные последствия с медицинской точки зрения. Во многом потому, что я как-то успевал к моменту удара подготовиться. Было пару секунд времени сгруппироваться, вцепиться в ручки и т.д. А здесь такой возможности не оказалось, потому что я отвлекся на планшет, внимание было сконцентрировано на другом, я был не полностью в кресле.
  3. Если бы не было этого маршрутного автобуса, последствия были бы не такие серьезные как для машины, так и для меня. Улетели бы в кювет, или врезались бы в какую-нибудь легковушку. Смяло бы нам немного передок, стекло лобовое треснуло, и на этом, я думаю, всё. А автобус больше и намного тяжелее нашей машин, поэтому мы врезались почти как в стену. Хорошо ещё, что удар пришелся на переднюю часть, где моторный отсек, хоть и большей частью на мою сторону, а не в какую-нибудь из дверей. Тогда характер и тяжесть травм были бы совсем другие в худшую сторону.
  4. Даже если вы спасатель или медик, обязательно после такой аварии нужен нормальный осмотр со стороны, и при необходимости - поездка в больницу. Как я написал выше, вы можете просто не заметить или не почувствовать травмы. Также помните о правиле "светлого промежутка" - временном улучшение состояния после черепно-мозговой травмы, за которым последует резкое ухудшение.
  5. С пострадавшим в таком состоянии всегда должен быть рядом человек, который его мониторит - спасибо Наташе и Юле. Вернувшись домой, я тоже не оставался один и был под присмотром пару дней.
  6. В Лужской больнице врача, конечно, надо было просить написать какие-нибудь документы о моем состоянии, а не отпускать вот так без всего. В последующие дни другие врачи меня об этом довольно активно спрашивали. С одной стороны, я его тоже могу понять. Он один. У него за дверью люди в очереди, которые его довольно давно ждут, и пациент на кушетке прямо при мне лежит. У меня никаких серьезных травм нет, а те, что есть, не по его профилю, плюс бумажная волокита. Но всё равно нужно было это нормально оформить через полис, который я вожу с собой в паспорте.

И лично от себя

Хочу сказать спасибо всем, кто был со мной в тот непростой день, отвез домой, был рядом и помогал в разных моментах.

Если вы что-то хотите сказать близким людям, признаться кому-то в любви, встретиться с дорогим вам человеком - не откладывайте на потом, сделайте это сейчас. Потом такого шанса может просто не быть. Наша жизнь очень коротка и может закончиться в любой момент. Занимаясь спасдеятельностью, с годами я стал это хорошо понимать, а в такие моменты это понимание обостряется.

На следующий день, как вернулся домой, прислушавшись к словам травматолога из Луги, я сходил в Александро-Невскую лавру и поставил три свечки за всех, кто был в нашей машине. Спасателям тоже иногда бывает нужна помощь.

Николай Синюрин