Найти тему
Христофор+

5 загадок светлого и таинственного праздника Успения Богоматери

Праздник Успения Богоматери очень популярен в России. 28 августа многие люди откладывают свои дела и идут в храм, чтобы посмотреть на клириков в красивых бело-голубых одеяниях, поставить восковую свечу.

Однако мало кто понимает подлинный смысл праздника Успения, его значение в Истории Церкви, а также в жизни каждого православного христианина. И это не случайно... Ибо Успение Богоматери - как святыня под спудом. Как тайна за семью печатями. Все знают, что Успение Богоматери очевидно было. Но никто, скорее всего, не знает, что это такое; где, когда, как и зачем произошло. Поэтому вооружимся словарями, святыми отцами и апокрифами (ибо в Священном Писании никакой информации о событии Успения нет) и будем разбираться...

Джотто ди Бондоне. Успение Богородицы. Изображение взято в открытых источниках.
Джотто ди Бондоне. Успение Богородицы. Изображение взято в открытых источниках.

1. Что такое "успение"? Слово "успение" пришло к нам из церковнославянского языка. В переводе на русский слово "успение" означает "погружение в сон" или "мирная кончина, подобная сну" ("Полный церковнославянский словарь" протоиерея Григория Дьяченко).

Иначе говоря, успение - это тихое (о Боге) исхождение души из тела; мирный переход святого (праведника) из жизни земной в жизнь вечную.

Не стоит путать успение с обыкновенной сме-ртью. Простой (не мирной) сме-ртью оканчивают дни свои люди грешные и злые. Пророк Иезекииль, адресуясь к беззаконнику, говорит: "Сме-ртью умрешь!" (Иез.3:18).

Успение (погружение в сон до всеобщего Воскресения) переживают лишь праведники. Погружается в сон святая праведная Анна (мать Пресвятой Богородицы). Христианскую кончину жизни "безболезненну, непостыдну, мирну" (прошение из великой ектеньи) переживает и Пресвятая Дева Мария. Ее Успение также означает тихое погружение в жизнь вечную.

2. Где произошло Успение Богородицы? В самом древнем апокрифе - "Сказании об Успении Богородицы" Псевдо-Иоанна Богослова (V-VI вв.) событие Успения Пресвятой Девы Марии происходит в Иерусалиме.

Согласно "Сказанию...", эта локация (Иерусалим) возникает в жизни Богоматери неоднократно. Сказание псевдо-Иоанна начинается с того, как Богородица совершает в Иерусалиме молитвы у Гроба Господня. Затем, получив благовестие о своей близкой кончине от Архангела Гавриила, она возвращается в Вифлеем (куда и собираются на светлых облаках апостолы из числа 12). И только после всего этого ученики сопровождают Матерь Бога в Иерусалим, где она и отходит ко Господу.

По сюжету апокрифа, Пресвятая Дева Мария имела в Иерусалиме собственный дом на горе Сион (Стих 34). Скончалась она именно в этом доме. Но похоронена была в Гефсиманском саду (видимо, на земле, принадлежавшей матери евангелиста Марка). Ибо в "Сказании..." читаем:

"Все двенадцать апостолов святое и честное тело Богородицы с псалмопением несли из дома на горе Сион, в Иерусалиме, в Гефсиманию через долину Иосафатову" ("Сказание об Успении Богородицы". Стих 45).
Перенесение тела Пресвятой Богородицы. Балканы. Сербия. Изображение взято в открытых источниках.
Перенесение тела Пресвятой Богородицы. Балканы. Сербия. Изображение взято в открытых источниках.

Потому и у нас в канун праздника Успения на всенощном бдении священники устраивают вынос плащаницы Пресвятой Богородицы. Этот вынос символизирует перемещение тела Божией Матери из дома во гроб.

3. Когда произошло Успение Богоматери? Очень непростой вопрос... В Церковном Предании ответ найти можно. Но! Святые отцы говорят очень противоречиво. Нет никакого "consensus patrum" ("согласия отцов").

Нижней границей года Успения Богоматери считается версия св. Ипполита Римского (III век), который полагал, что Богородица преставилась ко Господу на 57 году от своего рождения (и на 43 году от Рождества Христова). Верхней границей года Успения Пресвятой Девы Марии является версия св. Епифания, епископа Кипрского, который думал, что всех лет святого жития Богоматери насчитывается 72 (а преставилась она ко Господу в 57 году от Рождества Христова).

Преподобный Андрей Критский (VII-VIII вв.) и святой Симеон Метафраст (X в.) вообще не называют точно число лет. Они говорят только, что Богоматерь преставилась "в довольной старости". Как "геронтисса".

Что думает на этот счет аффтор? Если верить "Сказанию об Успении Богородицы" Псевдо-Иоанна Богослова, то верхней границей года Успения будет аж... 37 год от Рождества Христова. Почему так? А вот так.

Потому, что в "Сказании..." Успение происходит в годы правления кесаря Тиберия. Иудеи заклинают игемона изгнать Богоматерь из Вифлеема именем именно Тиберия. Вот цитата: "Иудеи же продолжали кричать и заклинали его (игемона) здоровьем кесаря Тиберия..." (Стих 30). Кричать и заклинать здоровьем кесаря можно, только если этот кесарь жив. А Тиберий, как известно, испустил дух 16 марта 37 года. Значит, Пресвятая Дева Мария преставилась ко Господу до 37 года (если верить "Сказанию").

4. Как произошло Успение Богоматери? Этому и посвящено пространное "Сказание.." Псевдо-Иоанна Богослова, а также многие другие апокрифы: "Исход Девы Марии" псевдо-Мелитона Сардийского (V-VI век), "Сказание псевдо-Иосифа Аримафейского" (VII век), "История Евфимия" (VII век).

Есть повествование об Успении Богородицы и у "нашего" свт. Димитрия Ростовского. В своем рассказе об Успении Девы Марии свт. Димитрий сохраняет основные сюжетные ходы, заданные "Сказанием..." псевдо-Иоанна. У автора "Четий-Миней" есть и молитвы Богородицы в Иерусалиме, и явление Гавриила, и чудесное собрание в Иерусалиме апостолов на облаках. Свт. Димитрий выпускает в своем изложении только путешествие Богоматери в Вифлеем, как излишнее. Зато добавляет историю об отсутствии на погребении апостола Фомы (этой истории у псевдо-Иоанна нет; у него Фома прилетает на облаке вовремя).

Свт. Димитрий использует здесь латинскую версию "Сказания..." псевдо-Иоанна под названием "Переход Марии" ("Transitus Mariae"). Именно в этой, латинской версии апостол Фома и опаздывает ужасно к погребению Марии, затем требует открыть ее гроб, но находит его пустым, ибо Бог (после 3-дневного пребывания во гробе) воскресил Свою Мать и взял ее на небо... В этой версии говорится также и о том, что Фома по пути в Иерусалим видел телесное Вознесение Девы Марии на небо.

К. Брюллов. Вознесение Богоматери. Изображение взято в открытых источниках.
К. Брюллов. Вознесение Богоматери. Изображение взято в открытых источниках.

5. Когда появляется праздник Успения и в чем его смысл? В церковном календаре праздник Успения появляется достаточно поздно. Не ранее VI века. Согласно церковному историку Никифору Каллисту Ксанфопулу, этот праздник вводит в богослужебный круг византийский император Маврикий после блестящей победы над язычниками-персами в 692 году.

Смысл праздника Успения, прежде всего, заключается в прославлении Богоматери, которая не просто получает еще один праздник в богослужебном круге, но практически повторяет онтологический путь Своего Сына:, проходя через: 1) успение, 2) воскресение и 3) вознесение.

Отсюда другое название праздника Успения Богородицы - "Малая Пасха". Во время Успения Пресвятой Девы Марии мы вспоминаем тот путь, который уготован всем христианам в конце времен; а также ту, которая первой прошла по этому пути в назидание всем верным христианам.

Таким образом, успением обозначается праведная кончина Богоматери. Она отходит ко Господу в Иерусалиме в "довольной старости" (прп. Андрей Критский) в присутствии учеников Христовых, которые переносят ее тело в Гефсиманию. Последующее воскресение Богородицы и ее вознесение на небо напоминает о том, что будет в конце времен.

А что думаете об Успении Богоматери вы, дорогие читатели? В каком году это событие могло произойти? Кто мог присутствовать на нем? Опоздал ли на Успение апостол Фома? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если статья понравилась), кликайте на рекламу (если нужно что-то купить) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

Первые признаки кончины века: появление лжехристов и лжепророков (Матф.24:4-5).

Второй признак кончины века: войны, смятения, глады и болезни (Мар.13:7-8).

Третий признак кончины века - гонение на христиан (Матф.24:9-10)

Семейные тайны апостола и диакона Филиппа ли почему его дочери так и не вышли замуж

Семейные тайны апостола Петра: как апостол уживался с женой и тещей и были ли у него дети

Семейные секреты апостола Павла: кем были родственники апостола и кто из них помогал ему