Задача стояла непростая. Нужно было построить 5 станций метро там, где толща песка способна размываться на ширину в 400-450 метров. Проходка предстояла сложная. Но никто и не предполагал, насколько именно.
Особенности технологии
Шёл 1970-й год. На строительство было 5 лет. Закончить требовалось к XXV съезду КПСС.
Ленинград построен на водонасыщенных грунтах. И к плывунам здесь подходы знали. Чтобы через них пройти, при строительстве метро применялась технология заморозки грунта.
По периметру плывуна, в метре от границ, устраивают скважины. В них заглубляют трубы и закачивают хладагент. Через пару месяцев появляются замороженные столбики земли. Они работают как единое целое и защищают проходчиков.
Ошибки проектировщиков
На этот раз при проектировании разработали специальные меры. Должны были применить и заморозку грунта, и надёжную гидроизоляцию тоннелей.
Однако всего учесть не получилось. Плывун оказался настолько мощным, что обычных фреоновых морозильных установок было мало. При этом перегонные тоннели устроили в два яруса, что позволило сэкономить на трубах и хладагенте.
Неожиданный прорыв
В апреле 1974-го начали очередную проходку и пробурили скважину для разведки. Как только рабочие подняли бур, хлынул поток воды. Вскоре замороженную стену прорвало, тоннель заполнился размытым песком.
Вопреки чудовищной мощности (200м³/ч), с которой выбрасывало смесь, проходчиков спасли. Но тоннель затопило буквально за несколько часов. Далее спасали уже оставшуюся линию: её заглушили двумя бетонными 3-метровыми пробками.
Прорыв привёл к появлению:
обширных подземных пустот
Хлынувший поток вытолкнул из них воду
внушительной овальной впадины
Она появилась из-за просевшей земли (400х200 метров, глубина — 3 метра)
поломанного участка асфальта и треснувших рельсов
Дорожное полотно и трамвайные пути пострадали на Политехнической улице
Кроме того, несколько зданий накренились. На стенах появились трещины. Высотное здание Института советской торговли, находившееся в месте размыва, оказалось под угрозой. Рухнул административный корпус завода «Красный Октябрь».
Жидкий азот в деле
Строительство продолжили. На этот раз заморозку решили выполнить посредством жидкого азота. Технология крайне дорогостоящая.
Но выбрали её в связи с прошлым опытом. Как выяснилось, проходчиков подвело попадание хладагента за пределы скважины. В результате произошло засоление прилегающей непромороженной толщи. Температура упала.
Чтобы не повторить историю, и выбрали жидкий азот.
Не менее интересные решения принимались для строительства GreenWood. Амбициозный проект реализуется прямо сейчас. Чтобы узнать больше, перейдите по ссылке.
31 мая 1975 года движение по ветке «пл. Ленина» — «Лесная» было запущено. Но и на этом история не закончилась.
Новый размыв
В 1995-м, спустя 20 лет, смесь воды с песком стала резко прибывать. Старенькие слои гидроизоляции уже не справлялись. К тому же верхний тоннель под действием динамических нагрузок стал опускаться на нижний. Вода залила рельсы, и поезда шли по луже.
Последствия устраняли долго. Поезд по новому перегону пошёл лишь в июне 2004-го.
Этот тоннель называют «гусеницей»: у него резиновые стыковочные части, позволяющие повторять колебания слоя грунта.
Впечатляет, правда? А что интересного есть в истории вашего города?
Читайте также:
Материал создан при поддержке магазина новостроек 76m2
#недвижимость #научпоп #история #петербург #строительство