Молитвы, помещенные в молитвослах, отражают внутреннее состояние святых, которые каждую минуту наблюдали за своей душой и замечали не только «действительно страшные грехи», но и общее греховное состояние, которое искажает в человеке образ Божий, лишает его всякой красоты и гармонии.
Они не просто замечали это и не просто «признавали» себя грешным, а остро и болезненно переживали состояние греховности человеческой природы, сопоставляя его с красотой и полнотой общения с Богом, которых человек лишился после грехопадения. Из этих переживаний, из реального видения себя и происходят образы, которыми наполнены упоминаемые молитвы.
В этих жестких и нелицеприятных высказываниях, встречающихся в молитвах, звучит мощное стремление отодвинуть от себя все проявления греховности и устремиться к Богу как источнику обновления и жизни. Такие молитвы наполнены не унылым самоедением, а болезненным напряжением, собирающим волю человека для работы над собой и устремления к Богу.
Нам эти молитвы даны как образец, а не как нечто абсолютное. В то же время, читая их, и не соглашаясь внутренне с ними, мы можем видеть, какой слабой степени самопознания и переживания своей греховности мы достигли.
Иеромонах Павел (Черкасов)
"В молитве — святое упоение нашего духа. Но пути сего творчества сложны. Тысячи раз переживем мы и пламенное устремление к Богу, и повторяющиеся отпадения от Света Его. Часто и многообразно ощутим мы неспособность нашего ума подняться к Нему; иногда будем стоять на грани как бы безумия и с болезнью в сердце высказывать Ему наше бедственное состояние..."
Архимандрит Софроний (Сахаров). Цит. по: "Святые наших дней" Митрополит Иларион (Алфеев)
Советуем прочитать: