Истории были рассказаны Мариной, как реально происшедшие. Но мы их представим просто как байки.
Итак, история-анекдот 1.
Я закончила торговый техникум в конце 80-ых. Кто жил в то время, тот знает, что такое советский магазин районного городка. Наш городок поближе к Екатеринбургу, поэтому хоть кое-что жителям всё же перепадало. И вот когда случалось такое "перепадало", то в магазине мгновенно, как по мановению волшебной палочки, вдруг выстраивалась очередь, конец которой мы, продавцы, обычно не видели. Очередь в советском магазине - это отдельная тема. В очередь вставали все. Вот просто все, кто заходил в магазин и видел, что "что-то выкинули". Например, привезли печенье, продаём не больше двух пачек печенья в одни руки. Через 2 минуты очередь людей из горисполкома, школьников, пенсионеров, техничек. Ещё через 20 минут двойная очередь до двери. А через 30 минут конца очереди не видно: стоят уже за входной дверью магазина. И это просто печенье! А что творилось, когда привозили сушёные бананы в упаковках, апельсины, или мороженое, или мясо, или свежую колбасу! Очередь змейкой! Очередь двойная с детьми! Очередь с очень старенькими, дряхлыми бабушками! Очередь с теми, кто занимает ещё на одного человека!
А кто такой продавец в продуктовом советском магазине?! Это величина! Это царь, к которому идут на поклонение все от мала до велика! Это хозяин желудков, семейных обедов, кошельков и советской зарплаты!
Учась в техникуме, я проходила практику в таком советском продуктовом магазине, где главным продавцом была типичная советская продавщица тётя Валя весом больше центнера и с характером Цербера. Её слушались ВСЕ! Даже её непосредственные начальники - директора, чиновники из торга, даже проверяющие из СЭСа её побаивались и чуть ли не на цыпочках перед ней ходили. Боялись её взгляда, тяжёлого, сверлящего, заставляющего любого человека просто каменеть на месте. А что уж говорить о простых покупателях! Когда тётя Валя вставала сама за прилавок, в магазине слышно было только жужжание мух, да и те минуты через две-три тоже куда-то исчезали. В присутствии тёти Вали старушки не ворчали, больные не кашляли, дети не плакали, комары не пищали.
И вот, в магазин завезли мясо. Неразделанное мясо. Разделывать его мог только один человек - тётя Валя. Поставила она нас, практиканок, за прилавок, а сама в подсобке рубила топориком кости и разделывала мясо на большом приспособленном под это дело пне. Подружка моя Таня, тоже практикантка, стояла за прилавком. Я ей подносила куски мяса, взвешивала на весах. Таня рассчитывалась с покупателями. Дело стопорилось. Очередь выросла с геометрической прогрессией за считанные минуты. Очередь стояла змейкой по всему магазину. Зайти в магазин было невозможно. Толкотня, ругань, недовольство.
"Что вы так медленно работаете?!"
"Поставили двух молоденьких, взвесить нормально не могут..."
"Дышать нечем, давайте быстрее!"
Народ в магазине гудел, ворчал, матерился.
Мы с Таней просто взмокли от усердия. Нас буквально страшила эта стихийная и неуправляемая очередь. Недовольство нарастало. Нас начали закидывать матерками и оскорблениями со всех сторон.
Я зашла в подсобку за очередной порцией разделанного мяса и костей в слезах. Тётя Валя спокойно и бодро разделывала часть туши. В руках у неё был окровавленный топорик для разделки мяса. Она бросила на меня свой взгляд. В нём было сочувствие и теплота. Мне мгновенно похорошело.
- Что, достали? - по-матерински спросила меня тётя Валя.
- Ругаются там, - всхлипнула я в ответ и рукавом убрала слёзы.
Тётя Валя выпрямилась, вздохнула-выдохнула и строго произнесла:
- Ладно, пойдём со мной. Разберёмся.
И вот картина. Громко жужжащая очередь змейкой по всему магазину. Красная, в слезах, Таня, пытается угодить очередному недовольному покупателю, который копается в костях и мясе и ругает и мясо и кости и Таню на чём свет стоит. И тут тётя Валя с окровавленным топором в левой руке отодвигает правой рукой тихонечко Таню в сторонку, нависает своей царской грудью над прилавком и недовольным покупателем... и громко, басисто на весь магазин орёт:
- Чёо-о-о-о, су-у-уки..! Жрать захотели?!
....Через пару секунд в магазине стояла полная тишина.
-А, ну, очередь по стенке сделали! Остальные в очередь за дверь! Дышать нечем! - прорычала тётя Валя.
Ещё через 30 секунд очередь стояла по струночке по стеночке. Две трети вышли из магазина и стояли за дверью в своей очереди, которую мы не видели. В магазин заходил только один человек и только тогда, когда из магазина выходил один покупатель. Это негласное правило тёти Вали выполнялось строго и безукоризненно.
Покупателям было дано также указание: "Девок моих не обижать! Услышу - магазин закрою на учёт!"
Недовольного покупателя тётя Валя обслужила лично. На это ушла ровно одна минута.
Закончилось мясо - очередь разошлась.
"Ничё, девки, - утешала нас тётя Валя в конце смены, - оставила вам самые лучшие куски. Дома суп вкусный сварите и на котлеты ещё хватит. И кости на холодец. Берите. За мясо потом расплатитесь. А кости так, даром, копейки, сама расплачусь, не переживайте. Родителей порадуете."
Тётя Валя научила нас хитростям торгового дела. Научила нас, как распознавать покупателей. Как отвечать и реагировать на грубости. Как улаживать конфликты.
Но эта её фраза "Чё, ..уки, жрать захотели!?" стала для нас памятником, символом советской торговли.
Всем мира и добра!