Пока некоторые информационные ресурсы формируют деструктивную общественно-политическую повестку, за столом переговоров собрались люди разных профессий и взглядов, но объединенные одной целью — найти консенсус и сформулировать новые положения Основного Закона страны. О конструктивных переменах в законодательстве мы поговорили с членом Конституционной комиссии, членом Президиума Совета Республики Сергеем Сивцом.
— Можно ли анонсировать промежуточные итоги работы Конституционной комиссии?
— Если кто-то полагает, что работа над изменениями в Конституцию началась с образованием Конституционной комиссии, то он заблуждается. Глава государства еще два года назад поручил Конституционному суду внести предложения для обновления Основного Закона. Предложения были выработаны, но в большей степени они носили юридико-технический характер, и не были поддержаны Президентом. Создание же самой Конституционной комиссии было не в последнюю очередь обусловлено событиями августа 2020 года, когда определенные деструктивные силы решили пойти к переменам по пути не диалога и консенсуса, а уличных беспорядков и нарушения закона. Со своей стороны государство предложило парадигму конструктивного и цивилизационного диалога с гражданами относительно высказанного запроса на перемены в государстве и обществе — диалоговые площадки, общественные приемные, конституционную реформу. Охват заинтересованных лиц, желающих внести свои предложения, был значительным, даже неожиданным для многих, в диалог были вовлечены все слои населения. Я сам возглавлял диалоговую площадку на базе Белгосуниверситета, посвященную конституционно-правовой реформе и партийному строительству.
— А в каком формате предложения подавались? Не все наши сограждане обладают абсолютной правовой грамотностью, была ли унифицированная форма?
— Предложения вносились в свободной форме. При этом разброс мнений был очень широким: от возврата к Конституции 1994 года, ликвидации президентской республики, возврата к парламентской республике, до сохранения нынешней модели с сильным Главой государства, обладающим широкой линейкой полномочий. При этом абсолютное большинство участников обсуждений были согласны с тем, что Беларусь состоялась как государство, сформировала свою политическую систему, которая эффективна и решает все возникающие вопросы общественной жизни. Хочу подчеркнуть, что все граждане, кто хотел выразить свою гражданскую позицию, получили возможность прийти и принять участие в работах диалоговых площадок, все инициативы учитывались. Например, в декабре прошлого года студенты юридического факультета БГУ инициировали диалоговую площадку на базе Совета Республики и предложили полностью, на их взгляд, готовую Конституцию. С моей точки зрения, слишком подверженную юношескому максимализму, но не лишенную при этом ряда заслуживающих внимания специалистов предложений и новаций. Поэтому нельзя сказать, что Конституционная комиссия начала работу с чистого листа: перед нами стояли задачи изучить все мнения и предложения и найти золотую середину.
— Вы входите в состав Совета Республики и при этом имеете большой опыт преподавания на юридическом факультете БГУ: в Конституционной комиссии вы себя позиционируете как теоретик или практик?
— И как теоретик, и как практик. В БГУ я прошел все ступени обучения, начиная от специалитета и заканчивая докторантурой, защитил диссертацию. Практический же опыт работы в Национальном центре законодательства и правовых исследований и Совете Республики Национального собрания позволяет мне делать выводы о действенности тех или иных нормативных положений, что, безусловно, полезно для моей работы в рамках Конституционной комиссии.
— Конституционной комиссии свойственно единомыслие?
— Работа комиссии сопровождается очень жаркими дискуссиями. В структуре Конституционной комиссии еще создана редакционная группа, в которую вошли юристы Конституционной комиссии, призванные облечь внесенные предложения и инициативы в форму соответствующих конституционно-правовых норм. Конечно же, в процессе работы возникают споры, но дискуссировать в таком составе юристов, общественных деятелей и политологов — очень приятно и профессионально полезно. Это еще раз подчеркивает, что каждый член комиссии пришел со своей позицией и относится к работе над проектом очень осознанно и принципиально.
— На сколько процентов изменится текст Основного Закона? Можно ли дать такую оценку?
— Изменения коснутся практически всех разделов Конституции. Серьезно трансформируется раздел о политической системе. Новый раздел касается статуса и полномочий Всебелорусского народного собрания. Пока единой концепции и однозначной позиции по этому направлению членами Конституционной комиссии не выработано. Скорее всего, когда новый проект Основного Закона будет обсуждаться комплексно с участием Главы государства, то ответ будет найден через анализ всех предлагаемых изменений. Еще один нерешенный пока вопрос — вопрос о смертной казни.
— Затронут ли изменения конституционный принцип сохранения нейтралитета?
— Наша Конституция содержит принцип стремления к нейтралитету как один из приоритетов осуществления внешней политики, закрепленной в статье 18 Основного Закона. Речь не идет о закреплении статуса нейтрального государства, ибо это утопия. Сейчас в геополитическом отношении не существует нейтральных государств. Мировая повестка и уровень развития вооружений с очевидностью свидетельствуют о том, что, если, не дай Бог, начнется фаза горячей войны, то она затронет все без исключения государства, несмотря на их международно-правовой статус.
— Будет ли реформирована система местного самоуправления?
— Вся вертикаль власти построена по принципу подчиненности нижестоящего вышестоящему, поэтому с введением нового субъекта, которым является Всебелорусское народное собрание, конечно, изменения затронут все звенья вертикали власти, в том числе местное самоуправление.
До передачи Главе государства первого варианта проекта изменений в Конституцию 26 из 36 членов Конституционной комиссии согласовали этот проект с замечаниями со своим особым мнением
— Каким будет статус Президента по новой Конституции?
— Предполагается, что статус Президента не изменится. Республика Беларусь сохранит президентскую форму правления. В то же время ряд полномочий, находящихся сегодня в руках Главы государства, планируется передать на уровень Парламента и Правительства, что позволит усилить их роль и значение при принятии политических решений, но, одновременно, и значительно повысит степень конституционно-правовой ответственности за последствия принятых решений.
— Изменения в Конституцию затронут и другие нормативно-правовые акты?
— Безусловно. С учетом достаточно большого количества изменений, предлагаемых в Основной Закон, в случае, если они будут поддержаны на республиканском референдуме, предстоит скорректировать достаточно большое количество законодательных и подзаконных актов. Но парламентарии к этой работе готовы.
— Бытует мнение, что изменения в Конституцию осуществляются «под нужды интеграции с Российской Федерацией», так ли это?
— Изменения в Конституцию призваны, прежде всего, закрепить все то новое, что появилось нашей в общественной жизни за период времени, прошедший с момента ее принятия. И, кроме того, заложить основные направления общественно-политического и социально-экономического развития Республики Беларусь как суверенного и независимого государства на десятилетия вперед. При этом положительный опыт строительства Союзного государства, который доказал свою эффективность на протяжении длительного периода времени, также будет использован для дальнейшего углубления интеграционного процесса между нашими странами.
Татьяна Бондаревич
Фото: Вячеслав Цуранов