Найти тему
Кухня писателя

Тонем и горим. Как понимать природные катаклизмы

27.08.2021 Пятница

Близится сентябрь.

В начале сентября выхожу из отпуска в музей.

Запланирован на 19-26 числа съезд краеведов в Красноярске и Исторический форум. Два в одном. Поеду с Мартьяновским музеем. Но без своего сообщения – поглазеть и послушать.

С 3 по 7 ноября от Ridero пригласили на КРЯКК. с любой книгой, но за 15000 (заочно) или 40 000 (очно). У них на КРЯККе свой прилавок и свой набор услуг за эти бабки. Книжная ярмарка в Красноярске - моя вожделенная мечта. В этом году тематика ярмарки “Мужское и женское. Социальные роли в современном обществе”. КРЯКК - совершенно грандиозное событие для всей восточной части России, которое лучше не пропускать, как пишут ридеровцы. Ну как тут не польститься? Вот и думаю с чем поеду? ГАТЬ, или ВОРОНЬИ ТУНДРЫ ?

А дома - пора уборки картошки. Что-то нынче она рано подсохла.

Всё лето тонем и горим. То в Крыму, то на Дальнем. Впрочем, не только в многострадальном отечестве: другие государства-страны тоже хлебают лихо из чаши божьего гнева. Что такое? В этом году как-то особенно зримо и чувствительно. ПолЯкутии выгорело. В Крыму потоп, каких раньше не бывало...

Думаю, немалую лепту пакостей в природное равновесие вносим мы, люди. Так сказать, антропологическо-техногенное воздействие. Ой как влияем... Например, выбросы в атмосферу... Одного только тепла - объемы неизмеримые. Транспорты (авто, жд, флот и воздушные суда). Техника всех видов: гэс, заводы и фабрики, стройка и т.п. Люди... 7, 5 млрд численностью... У каждого гаджеты, компики, кухонные приборы, утюги и прочее...

И весь концентрированный поток тепла устремляется в космос, попутно, растопляя арктические льды, вечную мерзлоту почв...

Можно ли остановить процесс? Можно. Если научиться думать об ответственности каждого из нас.

Можно ли научиться думать? Вряд ли. Да и запас времени для прихода необратимых процессов остался, как говорят, мировые учёные, мизерный.

Не будем о грустном?..

На неделе в журнал Огни Сибири отправил файл с синопсисом и вариантом книги "Политика серых", как заявка на Межрегиональное совещание авторов Сибири и Дальнего востока. Жду ответа.

Нашел не редактированную главку из книги "Русские как существительные" Книга пока не издана. Не готова к отправке в издательство. Но вот глава, как цитата:

Рецепты бюджетного пирога

Пока Матреныч потел, пропалывая грядку от пырея, солнце взгромоздилось над крышей сарая. Выщипав попутно лебеду и последние корешки мокрицы, обмылся из бочки и ушел в дом.

Чай пить не стал. Взялся за блокнот. Прочел последние заготовки:

«Откатился в историю день 26 июня, отмеченный для местной истории, как «День труженика села». День, оставивший в памяти впечатление, как речной прибой, оставивший на берегу реки пену удовольствий. Праздник — чем не фестиваль! — впечатливший и озадачивший одновременно.

Под непритязательным названием.

С атрибутами народных гуляний.

С лицезрением вельможных господ и слуг народа — элитой. «…Вы люди хижин, потому — грубы вы. А у нас дворцовая галантность…"

Как идея фестиваля вспенилась и заафродитилась в чьей-то умудренной голове?..

Обескураженно хмыкнув на неуклюжесть и замысловатость фраз, которые недавно казались ясными и точными, поискав новые образы и обороты, Матреныч встал, чтобы все же вскипятить чай. Или сварить капучино? Никто не брюзжал под руку. Работа зазывала. И погода не подвела — небо тучками хмурилось, но дождь обошел стороной. И такая в окно накатила благодать, что явно сулила необыкновенный денек.

Заварив-таки чайку, Матреныч притулился на тюфяк и опять принялся за чтение.

«Вчерашнее утро случилось событийным. На грядки не пошел. Санька Натыра, удивительно кстати, прикатил на малую родину ранним часом. И в свою очередь удивился тем, что он, Матреныч, да со своей любезной половинкой вкупе, да живя тут анахоретом, не собирается на фестиваль. «Натягивай, говорит, белые штанцы, пошли, пиво попьем, поглазеем».

Саньке отказать нельзя: друган.

Машину Санькину, поразмыслив, оставили у дома, пошли пёхом».

«…Идея касалась «…года сельского труженика», объявленного праздничным днем в крае. День за год. «Целью этого мероприятия было — еще раз обратить внимание на село, выразить благодарность сельчанам за их нелегкий и благородный труд» — как разъяснила все ведающая пресса. Ещё раз? Это как понимать? Уже такое случалось? Почему не в курсе? А интернет-сниппеты подсказали: праздновали «День труженика села» в разное время года на многих расейских площадках: в Татарии, Карелии, и даже в Казахстане.

Но от этого значимость праздника для Теси не поблекла. Скорее, наоборот.

Самый занятный интернет-сниппет гласил: «После удачи Дня в Теси… жители другого сибирского села…» Как оказалось, закрепить успех элита решила и в с. Переславке Рыбинского района. И в конце лета тамошние сельчане тоже поимели фестиваль.

Кстати, говорят, идею тушенского фестиваля «Золотое кольцо» учредители когда-то сватали бывшему главе Провинского района, отмахнувшегося: «Не осилим». А тушенцы осилили! И не пожалели».

«Сельчане валили на праздник, как никогда активно. Изголодались. Так бы на сельский сход ходили».

Матреныч, блаженно попивая чай, почти с умилением припоминал, как они с Санькой явились на площадь. Осмотрелись! И вскоре обросли толпой знакомых и друзей детства. Похохатывали, пробавляясь анекдотами. Вспоминали как раньше что-то такое было. Что было, то сплыло! А вот что сейчас будет?

В сценарии — гляди-ка ты! — числилась обширная программа, куда включили «чествование лучших тружеников села», «выставки народных умельцев на подворьях», «презентация новой выставки в картинной галерее», ах-да… «конкурс детских рисунков» …Громадье замыслов! Плюс ещё «книжная выставка-продажа, концерт с элементами театрализации, кинопоказ советских фильмов и мини-спектакль Провинского драмтеатра».

«…Праздник пролетел в один день. Почему не неделя? Осталось впечатление незавершенного производства.

— Ну, и как тебе? — пытались некоторые зеваки друг у друга уточнить собственное впечатление от происходившего.

— Шурум-бурум, а толку нет…

— Мне понравилось! Жалко, не успел всё посмотреть.

— До фестивалей ли вообще? Вот о чем речь…

И в каждом ответе была своя правда. Даже из штаба фестиваля сквозили реплики недовольства, мол, не для села это… Здесь не поймут, не оценят… А главный заводила, как теперь говорят, менеджер, подводя итоги, вероятно, облегченно вздыхает: «Слава богу, без эксцессов».

Тексты не ахти… Полета мысли нет. Но возвращаться к правке рукописи — рука не поднималась. Да и куда это… присобачить? А вот о потраченном на праздник времени Матреныч не жалел.

«Санька Натыра потянул кодлу в очередь за пивом и чебуреками. Нашли свободный стол в тени плакатов и акаций. Кайфовали.

— А это кто? — временами спрашивал Санька, пытаясь связать прошлое с настоящим. — А здесь дырка в сквер была. Помните? Мы через неё в клуб дорогу сокращали.

— Была. А там Ленин стоял… А там кладбище церковное.

— Нет, кладбище под памятником теперь… Где ребята в аттракционах прыгают.

— Может, ещё по коньячку?

— Погодите, я давече спотыкач видел, счас добуду.

Санька ушел. И разговор затих. Шум фестиваля забавлял разноголосицей и отдельными выкриками зазывал от мегафона».

…Матреныч прочел записки, озаглавленные им «Рецепты бюджетного пирога», и снова отвалился на тюфяк.

О самой идее Дня и её реализации он успел высказался раньше, в общественном пространстве. И достаточно откровенно:

— Хоть шерсти клок…

А зачем ещё правку наводить?