Юрий Андропов правил Советским Союзом всего 15 месяцев. Однако этого времени хватило для того, чтобы генеральный секретарь вошёл в историю. В первую очередь люди запомнили Юрия Владимировича по знаменитой борьбе с прогульщиками.
«Тунеядцев» отлавливали в кинотеатрах и магазинах, чтобы с пристрастием расспросить: почему это граждане в рабочее время смотрят фильмы или совершают покупки.
Впрочем, как ни крути, а Юрий Владимирович остался одной из самых загадочных фигур в советской истории. До сих пор историки спорят, кем на самом деле был Андропов — сторонником «сильной руки» или всё же тайным либералом, планировавшем начать в стране перестройку и наладить отношения с Западом...
Как Андропов давал интервью немцам
Андропов стал первым советским лидером «со времени изобретения магнитофона», давшим большое интервью заграничному корреспонденту. Речь — об ответах Юрия Андропова германскому изданию «Шпигель».
Интервью состояло из двух частей. Первая — то, что было подготовлено заранее. Ответы журналист получил уже в виде распечатки. Вторая — живой разговор под магнитофонную запись, импровизация.
Почему в СССР опубликовали лишь половину интервью
Интересно, что первую часть разговора потом опубликовали — разумеется, со ссылкой на немецкое издание - советские газеты. Про вторую в СССР не было ни слова. Почему? Потому что вопросы были «о личном»… А такое в Союзе про первых лиц писать было нельзя.
Представитель «Шпигеля», например, поинтересовался у генсека, какую музыку он слушает. Андропов ответил, что любит Георгия Свиридова, Римского-Корсакова и Чайковского.
Немецкий журналист остался в восторге от общения. Рудольф Аугштайн (так его звали) отмечал, что устная речь советского лидера может идти в печать один к одному.
Что Юрий Андропов говорил про Афганистан
Не обошёлся разговор и без вопроса об Афганистане. Журналист «Шпигеля» поинтересовался у советского лидера целями СССР в этой стране. Андропов ответил, что интересы Союза — ровно такие же, как и у Соединённых Штатов в Центральной Америке.
Юрий Владимирович поинтересовался у репортёра: «Как вы думаете, властям США безразлично, кто правит в Никарагуа?» А затем ответил: «Конечно же, нет. Америке не безразлично, что происходит рядом с ними. А у нас с Афганистаном — вообще общая граница. Мы намерены и дальше помогать этой стране».
Как на Западе читали интервью советского лидера
Также Юрий Андропов рассказал немецкому корреспонденту о том, что он не играет в теннис и не злоупотребляет крепкими напитками. Кроме того, советский лидер заявил, что владеет двумя иностранными языками — английским (хорошо) и немецким (чуть хуже).
Текст беседы стал объектом пристального изучения на Западе. Политологи изучили ответы Юрия Владимировича и по-своему истолковали каждую его фразу.
Их вывод был таким: Андропов стал генеральным секретарём в уже преклонном возрасте, а потому времени на раскачку у него просто нет — надо действовать прямо сейчас. Впрочем, возможности советского лидера немцы и американцы расценивали скептически. «Сомнения в его здоровье, а также начавшаяся борьба с криминалом, которая нравится далеко не всем, мешают укрепить ему власть», - писали на Западе.