Найти в Дзене
ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

Истории из истории: Не ждать милостей от природы?

Оглавление
"Нам нет преград ни в море, ни на суше", так пелось в в одной советской песне. После Великой отечественной войны, едва страна залечила раны и стало подниматься народное хозяйство, появилось несколько проектов, которые должны были преобразить нашу страну и планету, ее климат, даже очертания материков. Одним из самых фантастических замыслов, воплощение которого должно было изменить климат в России, был проект сооружения плотины, перегораживающей Берингов пролив.

Первые вопросы, идеи и попытки

 Петр Аркадьевич Столыпин премьер-министр Российской империи
Петр Аркадьевич Столыпин премьер-министр Российской империи

5 января 1910 года премьер Петр Столыпин получил письмо от жителя города Череповца Лабардина. Изучая природу Уссурийского края, тот пришел к выводу, что климат стратегически важных окраинных северо-восточных земель России в былые времена сильно отличался от настоящего. Ламбардин считал, что причина этого явления - неправильная циркуляция океанических течений. По его мнению исправить ситуацию позволит сооружение дамбы в Беринговом проливе. Материалы для сооружения дамбы можно найти на месте " в виде твердых каменных пород". Половину расходов может взять на себя правительство США, они тоже заинтересованы в смягчении климата на Аляске. Лабардин уверял, что все расходы окупятся приобретением незамерзающих гаваней и заливов с южным климатом, а Уссурийский край по климату будет сравним с французской Ривьерой. Столыпин был умным человеком и дальновидным государственным деятелем, он проигнорировал "прожект" Лабардина. Письмо так и осталось лежать в архивах. Но, не даром говорят, что идеи витают в воздухе.

Новые времена - старые идеи

-2

В 1950х годах в СССР был разработан проект дамбы через Берингов пролив. Ширина пролива невелика - 86 км, на пути два острова, а глубина всего-то 60 метров. Просчитать и предвидеть последствия такого проекта непросто. Но, "нам нет преград ни в море, ни на суше". В 50х годах наряду с активным освоением и разработкой атомных проектов появилось несколько "гениальных идей": повернуть северные реки Сибири вспять, в сухие пески Средней Азии, прорыть тоннель, связывающий Сахалин с материком. Но проект дамбы в Беринговом проливе , которая должна была соединить территории СССР и США был самым грандиозным.

Проект соединения Евразии с Северной Америкой
Проект соединения Евразии с Северной Америкой

Автором проекта, в котором должны были участвовать СССР, США и Канада стал советский инженер Петр Михайлович Борисов, который уже несколько лет трудился над проблемами изменения климата земли человеком. Сравнив длительность нынешнего холодного и предшествующего теплого периодов, Борисов предположил, что для севера Евразии характерен мягкий климат, а нынешнее состояние климата в этом уголке земли всего лишь ошибка природы. Для ее исправления нужно преградить путь в Арктику холодному тихоокеанскому течению и обеспечить сквозной проход через Северный Ледовитый океан теплым водам Атлантики. Задача не из простых, но если объединить усилия и ресурсы нескольких стран, то за 8 -10 лет можно ее решить. Материалы для сооружения дамбы- твердые каменные породы- предлагалось брать прямо на месте строительства, их было предостаточно как на советском, так и на американском берегу.

 Между Америкой и Россией всего- то 86 км
Между Америкой и Россией всего- то 86 км

Обеспечить устойчивость плотины от напора водных масс предлагалось с помощью специальных отверстий и мощных перекачивающих насосов. Для выполнения этой задачи с каждой стороны (Россия и Америка) нужно было построить АЭС, и город-спутник для проживания людей, обслуживающих как плотину, так и бесперебойную работу двух АЭС. Город хотели назвать Берингов, в нем жили бы как советские, так и американские и канадские специалисты. Безвизовый режим и общие научные институты и исследования способствовали бы сближению народов и культурных связей между ними. Планировались также шлюзы для прохода кораблей через плотину. Однако, к сожалению или к счастью, осуществлению проекта помешала "холодная война". Огромные средства двух сверхдержав вкладывались в гонку вооружений и в освоение космоса. Проект был отложен на неопределенное время.

Что лучше? Плюсы и минусы проекта

Экологические последствия строительства плотины через Берингов пролив были мало изучены и в общем непредсказуемы. По мнению Петра Борисова, время перемещения атлантических вод от Шпицбергена до Аляски сократилось бы с 5 лет до 2,5 лет. Увеличился бы приток тепла в Арктику, Северный Ледовитый океан постепенно освобождался бы ото льда, возросла бы температура на севере Евразии, началось бы таяние вечной мерзлоты. Однако ученый и исследователь не учел, что изменение направлений океанических течений приведет к необратимым изменениям климата на всей планете.

 Гренландия. ледниковый щит
Гренландия. ледниковый щит
Таяние ледников в Арктике
Таяние ледников в Арктике

Таяние ледяного панциря Гренландии и Арктики резко поднимет уровень Мирового океана. Под водой могут оказаться огромные участки суши в Европе и на севере России. Возможно Сибирь станет более комфортной для проживания людей, но цена этого благоденствия окажется слишком высокой для остального человечества. Тем не менее ученые до сих пор спорят о плюсах и минусах подобного проекта, хотя просчитать их практически невозможно. Как говорится:"человек предполагает, а Бог располагает".

В наши дни человечество очень внимательно относится к любому вмешательству в природное равновесие, вспоминая упоминание в Библии о Всемирном потопе и Вавилонском столпотворении, как назидание человечеству о том, какие катастрофы и несчастья несет небрежное отношение к законам Вселенной.

А вы как считаете? Стоит ли рисковать тем,что имеем, ради неизвестных и непредсказуемых последствий, стремления "улучшить" то, что дано нам свыше.

#Россия 

#арктика 

#история

#грандиозные проекты

#экология